Письмо лауреата Нобелевской премии по физике 1921 года,
автора специальной теории относительности Альберта Эйнштейна
ученику 5 «А» класса ______________>
21 ноября 1950 года
Сэр!
Не удивляйтесь, пожалуйста, моему письму из далекого для Вас 1950 года. Некоторые вещи невозможно объяснить, опираясь только лишь на известные научные принципы. В течение последних 50 лет моей жизни я пытаюсь доказать это людям.
Если бы чудесным образом я оказался живущим среди вас, в 2010 году, я бы узнал о том, что человечество стоит на пороге величайшего открытия. Если в результате экспериментов, которые сейчас проводят ученые со всего мира в Швейцарии, с использованием БАК (Большого Адронного Коллайдера), будет обнаружен бозон Хиггса, это будет величайшим доказательством существующей теории происхождения Вселенной. Если же бозон Хиггса не будет обнаружен, это тоже окажется величайшей победой, так как выяснится, что наши представления о Вселенной неверны и надо создавать совершенно новую теорию! Эта ситуация кажется мне невероятно красивой.
Но цель моего письма – не беседа о науке. Я хотел бы, если позволите, произнести несколько напутственных слов, которые, смею надеяться, помогут Вам в жизни.
В детстве я был застенчивым и косноязычным. Начальное образование получил в католической школе. В 12 лет сделал огромный шаг от глубокой религиозности в сторону вольнодумства и скептического отношения к авторитетам, благодаря чтению научно-популярных книг. В гимназии не был в числе первых учеников (исключение составляли математика и латынь). Тем не менее, стремление во всем разобраться, умноженное на жажду к новым знаниям и сдобренное математическим подходом к анализу любого явления, сделало чудеса, и я, как считают многие, стал одним из авторитетнейших и умнейших людей современности. Изучайте математику! И, по возможности, иностранные языки!
У меня всегда вызывала неприятие система механического заучивания материала учащимися, которая наносит вред самому духу учёбы и творческому мышлению. Я часто вступал в споры со своими преподавателями, считая, что их положение не дает им право претендовать на истину. Именно споры с учителями научили меня самостоятельному взгляду на природу вещей и сделали меня таки, каков я есть. Будьте оригинальным! Не занимайтесь механическим повторением того, чему вас учат. Как говорили древние, De omnibus dubitandum! (Подвергай все сомнению!)
С шести лет я занимался игрой на скрипке. Увлечение музыкой я пронес через всю свою жизнь. В музыке я находил вдохновение, когда оно мне было необходимым, и утешение, если я нуждался в нем. Любите музыку!
У меня еще много советов, которыми я мог бы с Вами поделиться. Но думаю, что для начала вам будет вполне достаточно и того, что я сказал.
С сердечным приветом и наилучшими пожеланиями на 2011 год,
Ваш Эйнштейн
©
|