На главную страницу сайта "Папашины заметки" 
из форумов: интересное из форумов: смешное рассказики бизнес-идеи

 

МУЗЫКА. БРОСАТЬ ИЛИ НЕ БРОСАТЬ?


Жаночка
Ребенок, старший, отказывается ходить в музыкальную школу (домра,потом гитара) а по папиной линии достался ему абсолютный слух. Преподаватель хвалит, есть способности, только жутко ленив. Лень ему ходить. Ну так вот надо ли заставлять или плюнуть. Уже устала воевать с ним.
Как думаете?

Страстная Елена
О господи, эта музыкальная школа мне и моему мужу отравила все детство.То же слышу от подавляющего большинства друзей-знакомых. Я правда, сама захотела и приставала к родителям, пока они мне дорогущее пианино не купили, поганка, а потом охладела. А моего мужа направила властная мама, которая сама не реализовала такие мечты и решила, что уж дети-то их реализуют. Я считаю, несмотря на слух и способности, ребенок сам должен определить, что ему интересно.

nostaljazz
Жаночка, если когда вы его в школу отвели он сам этого хотел, то на это и давите: нельзя бросать дело на середине. А вот если вы его против желания отвели - то тогда пусть сам решает. Потому как в таком случае вы поступили неумно (простите), и уже ничего не исправишь, а только отвращение к музыке привьете...
Страстная Елена, Музыкальная школа - это замечательно. Жаль, что вы не понимаете СКОЛЬКО это дало в жизни. Хотя, конечно, школа должна была быть хорошая.

IceQueen
Жаночка, я согласна с nostaljazz. Если сам захотел -- заставлять. Не развалится. Меня мама заставляла, и сейчас я ей только благодарна.

myau
А он когда хочет бросить? Всё время или в какие-то особенные моменты - перед экзаменами, концертами, когда устал или уроков много?

У меня дочь уже много лет бросает выпрошенную когда-то скрипку. ;) В основном, она полна решимости её бросить перед выспуплениями и экзаменами. На что ей всегда говорится, что вот прям сейчас бросать - нехорошо перед учителем, он столько на тебя сил и времени потратил, готовил к этому выступлению; вот сыграешь (выступишь, сдашь и т.п.) - тогда бросай. Так и бросаем до сих пор. :)

Ольга
Я сама упрашивала родителей отдать меня в музыкальную школу, а они были против. Меня не хотели брать, так как мне было уже 7 или 8 лет, а брали с 6, но из-за абсолютного слуха сделали исключение. Через пять лет я её бросила, и сейчас очень жалею, что родители позволили мне сделать это. Маленькая была, глупая, сама не умела принимать трезвых решений.

Prelest'
<...> Я своего старшего не заставляла, сам захотел и ходил в муз. школу по классу фортепиано. Как же дисциплинирует ребёнка: надо уроки сделать в общеобразовательной, в музыкалку подготовиться, концерты, с собакой погулять и ещё с ребятами во дворе. Был занят всё время.

А сюда приехали, не захотел музыкой заниматься (6 лет отучился в России). Но...дисциплинирован, всё успевал делать: и учиться и отдыхать. А уж кругозор пошире всех его американских приятелей...

Сорока
nostaljazz: Музыкальная школа - это замечательно. Жаль, что вы не понимаете СКОЛКО это дало в жизни.
СКОЛЬКО?! Опишите, плс. Слезы... нервотрепки... скандалы...
И все это для общего развития? К тому же если нет желания у ребенка :(
IceQueen: Если сам захотел -- заставлять. Не развалится
Ну ошибся один раз ребенок, так что теперь?! Ага, давить, заставлять! Просил - теперь получи

nostaljazz
Сорока, дисциплинированность, ответственность за свои решения, умение держаться на публике (а это очень важно!), понимание музыки, развитие памяти. И это только часть всего. И не надо ля-ля про дикие боли в пальцах. Вы думаете, на скрипке легче играть? Там нагрузки еще больше. Начиная с того, что реально играешь на 2-х инструментах. И занятия у меня были по 6-7 часов в день. 11 лет.

Олёна
nostaljazz: Дисциплинированность, ответственность за свои решения, умение держаться на публике (а это очень важно!), понимание музыки, развитие памяти.

Первые три пункта запросто приобретаются безо всякого музыкального образования. Музыкальная память и память обычная -- вещи разные. У меня, например, обычная память вполне себе ничего, а музыкальной практически нет.

Понимание музыки а) может быть абсолютно ненужным "по жизни"; б) опять же может быть приобретено посещением концертов, например.

Так зачем же мучить ребенка музыкалкой, если совершенно очевидно, что Зинчуком ему не быть?

Ку
Вставлю свои 2 копейки.
Сама надела себе "хомут" в виде музыкальной школы в первом классе. Сколько родители потратили денег на меня, это просто кошмар! мне брали дополнительные уроки сольфеджио, сначала, чтобы перепрыгнуть через класс (по специальности я была на 2 года впереди, а теории у меня никогда не было), а потом для интереса.
Поэтому моя сознательность была немножко повышена. Я всегда чувствовала, что глупо бросать 7 летнюю школу после 5 лет. Кроме того, было жалко своего собственного труда и т.д. Хотя все ужасно расстроились, когда я в 8 классе заявила, что не пойду учить дальше. Папа даже задохнулся возмущением -- столько денег вбухали, как оказывается, в "хобби".
Но к делу: полностью согласна с ностальджаз, дело не только в общем развитии, а и в массе других качеств. Я ужасно благодарна своим родителям и себе :) за то, что в течение 7 лет у меня была эта самая школа.
В конкретном случае: если причина -- это лень, а не органическое непереваривание активности, то я лично бы не воспринимала это как причину. Скорее наоборот. Если уже есть история -- начал-бросил, тут уже черта характера просматривается. У меня было несколько подружек таких же. Начнут и бросят. Одна из этих подружек (у которой это было особенно выражено), как сейчас помню, "закончила" тем, что ныла-умоляла своих родителей купить ей песика. Родители купили ей замечательно породистого щенка. Юлечка поиграла с щенком неделю, и он ей надоел. Из знакомых его никто не хотел брать, и щенка отдали на усыпление. Юлечка об этом прекрасно знала, но ей было все равно. <…>
Одно знаю точно: мои дети (когда будут), не дождутся от меня сочуствия и жалости, когда захочется вот так что-нибудь бросить. Я смотрю на окружающих детей и делаю выводы. Чем угодно! чем хочет! танцы-лыжи-музыка-рисование. Что душеньке угодно. Но чтобы в день свободного времени было не больше пары часов. Пусть обвиняет меня потом в том, что у него детства не было. У меня его тоже не было, но я об этом не жалею. Я считаю, что помимо обеспечения "детства" эти первые 17-18 лет: эта фора, которую нам всем дает жизнь. Чему научишься, что построишь, чего достигнешь в эти 18 лет -- все потом окупится сторицей. После 18 начинается эта гонка за карьерами, хорошими жизнями и другие прелести взрослой жизни. Я хочу, чтобы мои дети, как и я, а лучше в большей степени, во всех этих гонках были первыми, благодаря тому, что приучены добиваться поставленных целей, и тому, что первые 17 лет своей жизни не за компьютером просидели, и не в подъезде прокурили. Выйдут из-под моей опеки - сами все решат, что и как они хотят делать. Моя задача, чтобы, когда это время придет, они вообще-то были в состоянии это решить, и во всеоружии, чтобы свои решения в жизнь претворить.
Вот такая вот тиранская логика.

Raduga
У меня пример подруги, которая все дество потратила на музыкальную школу, даже хотела поступать в муз.училище, но передумала. Вот до сих пор у нее это больное место, что у нее не было детства. Пианино она давно продала, после того как поняла, что последние лет 5 к нему вообще не подходила, разве что пыль стирала. Не так давно говорила с соседкой, у которой родная сестра музыкантша. Там не так все страшно, но она спокойно разрешила дочке бросить музыку, потому что сама вспоминала как ненавидела музыкалку. Как просила родителей, чтобы ей разрешили бросить, но родители щитали, что раз старшая дочка так успешно окончила, то и младшая должна. И сказала, что после того как окончила вообще не садилась за инструмент. Ну а истории с собачками совершенно из другой оперы. В принципе родители несут отвественность за детей, родители же прекрасно понимали, что за собакой им придется ухаживать. А если бы дочка у них попросила родить ей братика или сестричку, а потом оказалась равнодушна, так чтобы делали родители? Мне родители никогда не разрешали заводить собаку, потому что понимали, что очень большая вероятность что это на них ляжет.
Ну и потом лично я может и не права, но не вижу ничего страшного если ребенок и бросает занятия. Он же не может знать понравится ему это или нет, он же ищет себя, а таким образом ему сразу прекрываются дороги заняться чем-то еще, кроме как ненавистным предметом.

myau
Не с целью уговорить, а просто для статистики: история о том, как моего брата отдали учиться музыке. :)

Если меня для поступления в музыкалку специально готовили (туда - особенно, на ф-но - в нашем "научно-интеллигентском" городке был конкурс, как в консерваторию), год перед этим водили к частной учительнице - и в результате на ф-но не взяли, а взяли ТОЛЬКО на скрипку ;) - то с братом никто толком не занимался, а о том, что сегодня в муз. школе проводятся вступительные экзамены, мама вдруг вспомнила, уходя утром на работу ... и сказала мне (десятилетней), убегая: "Ну, если получится, попробуй его отвести на экзамен ..."

Отсутствие строго приказа, наличие в указании всяких "если" ... для нас это было равносильно полной индульгенции не делать ничего. :))) Для очистки совести я честно попыталась призвать брата к порядку и к одеванию на экзамен, но он, занятый своими машинками и конструкторами, только отмахнулся от меня и послал куда подальше.

Тем бы всё и кончилось, но у нас тогда гостила наша одиннадцатилетняя двоюродная сестра, у которой пока своего брата не было; поэтому :) она воскликнула: "Как это так? Младший брат не слушается старшую сестру? И как это можно терпеть?" ... И, убедив меня, что стерпеть этого никак нельзя, она с моей помощью быстро провела боевую операцию по насильному одеванию, умыванию и вытаскиванию из квартиры бедного упирающегося и брыкающегося мальчика. Это зрелище надо было видеть. :))). Потом мы его с час волокли через весь наш городок, а под дверью музыкалки перешли от насилия к подкупу и пообещали, что если без дураков зайдёт в класс и сделает всё, что там попросит приёмная комиссия, - мы вскладчину купим ему игрушку на свои карманные деньги. Что и было исполнено. Зарёваный брат зашёл в кабинет, угрюмо, всхлипывая, - пропел, прохлопал и протопал всё, что просили, - и пошли мы с ним в игрушечный магазин.

Вечером мама, пробегая с работы мимо музыкалки, без особой надежды, заглянула внутрь, на списки принятых, и вдруг увидела там фамилию ребёнка. :)

Потом этот ребёнок с переменным успехом то хорошо учился, то всячески динамил эту несчастную музыку. Чем дальше, тем, конечно, всё больше динамил ... с учителями по хору и сольфеджио, вообще, шёл непрерывный бой, пока по причине ломающегося голоса его не отпустили с хора, а на сольфеджио не позволили сдать письменный экзамен по теории без всяких там пений и дирижирований ... Вобщем, с момента окончания музыкалки за пианино он больше не садился. Но, начав в юности (то ли конец школы, то ли начало института) осваивать гитару, изобретая на ней всё новые аккорды, учась аккомпанировать, начав петь песни, играть и покорять девушек - он не раз произнёс: "Всё-таки муз. школа - это вещь!"

Какова мораль сей истории, я, честно говоря, не знаю. :) Мне всегда было его жалко, когда родители не давали ему спокойно бросить музыку (я удивлялась тогда про себя, почему мне они не раз предлагали это сделать, хотя знали, что я не брошу ;); а вот другой их ребёнок прямо умоляет бросить, а ему не дают). И, пожалуй, своим детям я бы не позволила "поступать" друг друга на музыку такими методами. :)... Но мой брат, действительно, классно научился играть на гитаре. Я так не умею ...

Zvezda
Заставлять, может, и безполезно, но я пошла в муз. школу на гитару в 10 лет и благополучно её закончила в 15. "Бросала" 2 раза - на 4-м году и один раз в начале 5-го. Родители отнеслись спокойно, хотя порасспрашивали почему и сделали комментарий, что уже вроде недолго осталось и неплохо было бы завершить. Меня в итоге оба раза моя учительница по специальности уговорила остаться. Было весело, когда одна учительница (по фортепиано) позвонила моей маме и сказала, что я пропустила несколько уроков, и что надо с мной за пианино сидеть и наблюдать, как я учусь, и на уроки отправлять. Мама моя сказала, что в данный момент я подумываю бросить школу, а вообще я самостоятельный человек, и мои занятия музыкой она не контролитует. Подождите, говорит, может передумает и продолжит учёбу. Я продолжила :) Сейчас не жалею. А бросила бы - тоже наверно не сильно жалела. <…>

kenga
Жанночка. Мой сын занимается скрипкой 6 лет, и периодически мы тоже "бросаем".
Говорю "мы", потому что мне приходится возить его туда 2 раза в неделю, и за эти годы я порядком устала. Кризисы неизбежны, каждый имеет свою причину (кроме чисто музыкальных трудов): переутомление, нелады с преподавателем, экзамен и т.д. Иногда надо жертвовать обычной школой, переносить муз.уроки и по крайней мере мы с сыном постоянно говорим о музыке, о произведении, которое сейчас никак не дается, о композиторе. Странно, что никто из написавших здесь не заикнулся о самой музыке, о том кайфе, который ловишь при удавшемся куске, чистом красивом бесконечном звуке, вибрации и т.д. Это уникальные интимные моменты ради которых стоит таскаться через весь город и т.д. Не думаю, что мой сын станет профессиональным музыкантом, это требует очень больших жертв, но возможность выбора у него будет. Заниматься музыкой трудно, если Вы будете тупо гнуть сына, это вызовет ответную обратную реакцию. Мало счастливых мам, не знающих, что там ребенок играет, когда концерт. И еще бросить очень легко, это самое простое решение, а что взамен?

Анжела
kenga: "Странно, что никто из написавших здесь не заикнулся о самой музыке, о том кайфе, который ловишь при удавшемся куске, чистом красивом бесконечном звуке, вибрации и т.д. Это уникальные интимные моменты ради которых стоит таскаться через весь город и т.д."

Вот-вот. Именно. Музыкальная школа ведь дает что главным образом?
Умение музыку не только исполнять, но также и слушать...
И там есть такой нужнейший предмет, как музлитература.

Независимо ни от чего, вырабатывается привычка к ХОРОШЕЙ музыке,
И про крайней мере делается попытка привить умение понимать и слушать классику - в обычной нашей жизни обычный ребенок где это может получить?

Нет уж, классическое дворянское воспитание - танцы, музыка и языки (и еще знание истории - чем нынче и школы не радуют) - ОБЯЗАТЕЛЬНО с малых лет и обсуждению хочу-не хочу не подлежит...
Надо - и все.
Ребенок не всегда может определиться что ему нужно на самом деле, а устают они быстро...
и очень легко пойти на поводу у ребенка - главное, что и самому родителю не надо напрягаться...

myau
<...> конечно, не всем, что мы проходили по муз. литературе, я прониклась; но именно там была заложена и привычка просто слушать музыку (не как шумовой фон); появились хорошо знакомые и любимые произведения, которые я потом узнавала по радио и невольно слушала дальше... Помню, что мне хуже всего давалась специальность (собственно, скрипка), и именно эти уроки были тяжкой каторгой. Но был повод вытерпеть это мучение ради других, второстепенных предметов: хора, оркестра, ансамбля... и музлитерауры.

Дочка, начав изучать муз. литературу классе в 3-м, тоже увлеклась классической музыкой, стала просить включать ей пластинки на ночь, кассеты в машине... Несколько раз было такое явление - приезжает ребёнок из лагеря или танцевальной поездки, где неделю или две подряд крутили исключительно рок или попсу, - и только сев в машину (или переступив порог квартиры) требовала: "Скорее! Поставьте! Хорошую музыку! Не могу больше!" :)

И ещё... не сразу ребёнок может оценить все преимущества музыкального образования. Я не говорю о глобальных преимуществах типа "потом в жизни пригодится" или "широкий кругозор"; а о повседневных, как бы "сиюминутных", которые могут проявиться в ближайшие несколько лет ... но не сразу.

Вот, например, опять же, бросает моя девица скрипку уже не первый год. :) В первый раз, когда речь стала заходить о бросании, - попала она в местный оркестр. Как минимум, на год эти разговоры прекратились. :)Понравилось ей там (и, опять же, добавилось знания хорошей музыки и интереса к ней). В следующий раз завопила "хочу бросить" - уже не на шутку - но это было под конец года, а немного ранее, когда она ещё не вопила, мы как-то для интересу записали её в музыкальный лагерь на неделю, летом. Понятно, что прежде, чем бросать, в лагерь всё же сьездить надо. ;) Сьездила - и бросание опять отложилось на неопределённый срок (пока ей не надоест в тот лагерь ездить). А теперь - тоже иногда заговаривает о бросании, но тут же - то для школьного доклада ей скрипка понадобится, то для хоровой репетиции, то для каких-то спектаклей, КВН-ов и в прочих прикладных целях ... И опять она скрипит - и терпит ...

Честно говоря, я не знаю, до каких пор можно и нужно на этом терпении спекулировать - когда-то ведь нужно уже и своё настоящее дело жизни искать, каковым у нас, например, скрипка явно не станет. Но в то же время, мне кажется, именно сейчас дочь почувствовала, что с её умением (не бог весть каким, конечно) играть на скрипке живётся интереснее, чем было бы без него. К сожалению, это понимание приходит далеко не сразу, и не все до него могут дотерпеть ... :)

Raduga
Вот вас почитаешь и видно, кто музыкальную школу кончал не из под палки, пусть даже без большого удовольствия, тот и получил все что положено, и любовь к музыке, умение слушать музыку, понимать. НО кого насильно заставляли, похоже кроме отвращения ничего не осталось :( У меня много знакомых окончили, кто-то стал меломаном, кто-то говорит, что лучше бы на другое потратил ети годы, но тем не менее соглашается, что все-таки музыкалка дала многое, а кто-то просто слышать не хочет, и вспоминает как о самом страшном кошмаре и потерянном детстве. Вот в последнем случае я бы не насиловала ребенка, если у него просто отвращение к этому.

stellar
Читаю сеичас очень интересную книгу нашего джазового мэтра Алексея Козлова ( "Козел на саксе" - название книги, возможно кто то помнит выступление Филлипенко с отрывком из повести под тем же названием. :)) http://www.musiclab.ru/templates/li...e=table_library

В книге он подробно описывает, как самостоятельно учился играть на саксофоне (запрещенном в ту пору музыкальном инструменте, на которыи не было ни уроков, ни пособии, ни нот. Источником информации служили самопальные записи с приемника по ночам передачи Music USA)

Не то, что заставлять не надо было, а запрещали! Но такая была тяга у отдельнои части молодежи - к прогресивнои американскои музыке, что Сами осваивали и стали профессионалами.
Если бы была моя власть :), я бы сделала музыкальное образование обязательным класса до 8 ( 14-15 лет). После чего предоставила бы свободныи выбор - направления в музыке ( добрая половина подростков отвалила бы в рок-поп-джаз) и вообще занятии. Музыка настолько развивает человека - и интеллектуально и эмоциально, что мне кажется , что те, кто не любит, не слушает, и не научен музыке - глуxи к важнеишеи части жизни. :)

Лета

1. Дано:
Дедушка музыкант ("артист джаза" в корочке для взносов:),
мама скрипачка по образованию (занимается другим),
Я - отдана в муз. школу, как положено. Занятие это возненавидела, хотя давалось легко, изводила родителей долго и с изыском, так что мама, в понятии которой бросить муз. школу то же, что бросить общеобразовательную, сдалась через 3 года нервотрепки: "не хочешь- не ходи". Однако, я, поразмышляв, здраво решила, что 3 года-почти половина, осталось всего 4, так и быть, закончу всем на радость. Больше бросить не пыталась, хотя усерднее не стала, но занятия брала 9, а не 7 лет, просто со временем это становится ритмом жизни. Удивительно, что я играла очень неплохо (призовые места на конкунрсах, все отчетные концерты), но осознанным мое исполнение никогда не было (это я сейчас понимаю), удовольствия мне оно особого не приносило, хотя было скорее более эмоциональным, чем техничным, мама считает, что есть у меня что-то, что позволяет "держать зал". После окончания муз. школы 2 года к пианино не подходила, а потом вдруг горе, первое, самое серьезное и на сегодняшний день, и я плачу (плачу!!!-это я -то) не переставая, в метро, в троллейбусе, на улице, в магазине, в институте, не могу скрыть, не могу остановиться, мне не стыдно, мне больно. И вдруг выход - пианино, как нашла его, не помню, помню, что играла без передышки, все подряд, слушала звуки, боль свою выражала в нотах, становилось легче, домой бежала как сумашедшая, лучше, чем тогда никогда не играла. С тех пор я люблю его (пианино, тот черный ящик, который грозилась собственноручно отволокти на помойку) и маме благодарна, за то что хватило сил и смелости заставить.

брат - 2 (в смысле, вторая история:)
Дано-разница в возрасте 12 лет (я старше), в основном я занимаюсь его воспитанием (у родителей сил не хватает, по словам мамы "если бы он был первый, тебя бы не было".
И конечно, музыкальная школа, занимался хуже, но упирался меньше, очень музыкальный, но думать не любит, музыка же заставляет думать и сосредотачиваться (предмет, где халтура не возможна). Бросил бы с раньше удовольствием, если бы позволили. Мысли о том, что скажет когда-нибудь "спасибо", не допускал и близко. Сказал, недавно, ему почти пятнадцать. Я забрала его с собой в Штаты, берет уроки 2 раза в неделю, педагог-прелесть, молодая, приятная, энергичная, требовательная и терпеливая, учит слушать. Он ее обожает, больше старается. Гордится своим умение играть, часто импровизирует, сочиняет, после Рахманинова у него трясутся руки - эмоциональный всплеск, готов учить трудные места часами. Выступает на школьных концертах и играет в ансамбле.

Я своих детей обязательно заставлю (если не удасться уговорить) заниматься музыкой. Дети не хотят, потому что это труд, кто же хочет разучивать нудные этюды, когда гораздо легче ничего не делать. Способность получать удовольствие от результата, от достигнутой цели, приходит гораздо позже.
Но это общее, относится практически к любому занятию-спорту, танцам, рисованию и т.д. Почему именно музыка - во-первых - умственная нагрузка (простенький этюд для первого класса - это задачка на четыре действия), регулярный труд и ответственность (это дает именно музыкальная школа - экзамены, зачеты, конкурсы, программа по классам), общение с интересными, интеллигентными, образованными людьми (обычно учителя именно такие), развитие эмоциональности и духовности, но все это пустяки по сравнению с тем какое наслаждение можно получить извлекая звуки, ведь это целый мир красок и чувств!

А вообще, дети мало чем хотят заниматься, или хотят абстрактно, быстро расхолаживаясь при первом же потребовавшемся усилии. Мой брат ничем не хотел заниматься - плавание -"я и так плаваю неплохо, лучше самому в бассейне, в своем режиме"; скалолазание - "мне знакомый покажет, как там что делать", сноубординг -"одна лыжа, трудно, лучше на двух, как приятель" и т.д. Я не слушаю, в результате - плавание 3 раза в неделю (еле ноги домой приволакивает, но доволен -17 секунд 25 метров, и батерфляй!, хочет продолжить, но уже другой уровень, с акцентом на технику, а не на выносливость), скалолазание - все время демонстрирует мыщцы на руках и как он на одних пальцах подтягиваться умеет, восторг), сноуборд -серфит лучше меня, а недавно объявил, что запишется в театральную студию. Вот и ответ на вопрос заставлять - не заставлять:)

stellar
Лета, очень я Вашу жизненную позицию уважаю. :)

myau
... я своей дочери, вознамерившейся бросать скрипку, сразу обьявила: укажи, на что собираешься потратить освободившееся время, - изучение языков, участие в спектаклях местных детских театров, какие-нибудь продвинутые курсы по математике или прочим наукам, рисование, рукоделия, спортивная секция ... или другой инструмент (например, гитара). На её неуверенное предположение ... "ну, математикой, наверно, буду больше заниматься ... сама" - отреагировала скептически. Знаем мы это "сама";). Только фиксированное занятие в заданное время, с посторонним педагогом!

Может быть, поэтому до сих пор не бросила ... :)

Destiny
Когда я в детстве захотела играть на пианино, мама проверила, чтобы слух наличествовал и наняла частного учителя. Я считала, что это сделано было, потому что не приняли меня в музшколу :). А потом мама объяснила, что поступила так только из-за того, что перехочется, и куда потом - да и занятость в музшколе не сравнить с частными уроками по специальности. В итоге я благополучно отбарабанила по клавишам.. десять лет (в пять лет "захотела"), потом всё норовила продать пианино (как в анекдоте - продам недорого пианино, только приходите скорее, пока родители с работы не пришли...). А лет в двадцать подошла к нему обратно и с удовольствием :). А частные уроки - там никто не влияет, в см. друзей-подруг, там контролируемо - оно же дома, там меньше нагрузка... А Рихтера и в музшколе не сделали бы... Да и не вижу я вот смысла развивать способности в талант, безнадега. Талант - он пробьется, его не нужно заставлять. А способности - они для общего развития, что с музшколой, по моему мнению, можно не объединять...

 

 

подписка на рассылку архив рассылки обзоры детских сайтов

© 2004