Название фильма мне так и не удалось истолковать. То ли имелся в виду
комбинат, на котором трудились некоторые из героев фильма, то ли, что
более вероятно, имелся в виду город Норильск, о котором ведется
рассказ, то ли обыгрывается имя одной из главных персонажей. Я больше
склоняюсь ко второму толкованию, и об этом скажу ниже.
Для неподготовленного зрителя первые 15 минут фильма будут суровым испытанием. Да и для подготовленного, чего уж там. Во время этих пятнадцати минут зритель успеет пропитаться ненавистью к молодежи города Норильска, если сам не является
молодежью с ровно такими же внешними поведенческими признаками. Водка, курево, ругань, тупые шутки - вот и вся характеристика поведения.
Количество мата в кинокартине зашкаливает -
впрочем, вполне правдиво, видимо, отражая суровую реальность заполярного промышленного центра. Если выдержал эти 15 минут, если попривык к бессмысленной матерной глупости, дальше пойдет легче.
Я не ханжа и никогда не был изолирован от матерного русского, он мне знаком не понаслышке и я умею на нем разговаривать. Но здесь... здесь им пронизано всё. Матерятся молодые и старые, уличные хамы и рафинированные медицинские работники. Может, и есть в городе такие люди, кого обошла стороной эта зараза, но нам их не показывают.
Какая же перед нами предстает быдлятина! Какая непроходимая тупость показывается! Какая мерзость - и в словах, и в мыслях! Виной всему,
понятное дело, общая безнадега. Но любому ясно, что, изменись жизнь,
изменись условия, в людях перемен все равно не произойдет. Все будет так же гадко, так же мелко. Даже их чувства, к которым, по идее, надо относиться уважительно, уважения не вызывают. Короче говоря - какое счастье жить не там, не среди этих людей!
Для поиска смысла жизни жителям этого города не надо прилагать никаких усилий. Смысл жизни в том, чтобы уехать отсюда на Большую Землю, от холода, от отравленного воздуха и воды, от безнадеги, от чернухи.
Стремление уехать - мечта, обреченная на несбыточность. Не столько из-за денег, сколько из-за того, что никто,
кажется, по-настоящему этого и не хочет. Все чувствуют себя нормально только здесь, в своей среде, и желаемого переезда страшатся и избегают.
Старшему поколению, кажется, некогда было заниматься тем, чем сейчас занимаются молодые (фигнёй). Старшие этот город создавали,
обустраивали, зарабатывали неплохие по тем временам деньги. Но благодарности от 18-20-летних они не дождутся. Квартира, подаренная влюбленной героине к 18-летию, не радует её. Для нее гораздо важнее съездить на юг к своему парню, который проходит реабилитацию после того как получил ужасную, но совершенно идиотскую травму (брошенный в пьяном виде зимой на улице, отморозил ноги, лишился пальцев ног).
Среди неприятных персонажей, вроде бы, замаячил персонаж положительный
- Надя. Положительный, если на минутку забыть о роде ее занятий
(проституция). Замаячил, но тут же разочаровал. Она такая же, как и все её друзья. Пустая, никчемная. Удивительно, но даже ее смерть не вызвала острого сочувствия. Как не вызвал восхищения и запоздалый героизм парней, бросившихся ее спасать в ледяную воду. Всего пару минут назад они гоготали над барахтающейся в этой отравленной воде подругой.
Надя, Надежда - может быть, это говорящее имя? Символ? Нет, ну,
правда. Как и Вера из "перестроечного" кинофильма "Маленькая Вера", обстоятельства жизни которой сильно похожи на сегодняшние Надины, Надежда - символ того, что не всё кончено, есть еще свет в конце тоннеля (кстати, вторую героиню зовут Света).
Едет Света в автобусе вдоль многоквартирного панельного дома - серого,
безликого, как и всё в этом городе - и ты ловишь себя на невеселой мысли о том, что за окнами живут такие же серые, безликие люди,
объединенные в одинаково скучные семьи.
Тоска.
Нет выхода.
2015 г.