Шпион американской разведки вернулся из командировки в Советский Союз, где он должен был добыть как можно больше информации о родах войск. На докладе в Пентагоне он рассказывает: «В СССР есть род войск - морская пехота. Один боец этих войск может одолеть в бою двух наших. Есть также род войск - воздушный десант. Один боец этих войск может одолеть в бою трёх наших солдат. И есть особые войска, называются стройбат. Это вообще не люди, а звери, им даже оружия не выдают!»
В этом старом анекдоте есть доля истины, оружия нам там не выдавали. Нашим оружием были лопаты, мастерки, топоры, стамески, молотки. Ну, самыми страшными, пожалуй, были отбойные молотки и башенные краны. Согласно военной теории, в военное время наш род войск должен был в кратчайшие сроки возводить преправы, строить укрепления. В мирное же время мы были бесплатной рабочей силой в помощь государству для создания и укрепления жилищного фонда гражданского населения.
Как возмещение за воинскую ущербность, стройбатовцам до 1986 года платили зарплату. И поэтому наиболее радивые уезжали домой, так и не научившись военным премудростям, но зато с хорошей суммой денег в кармане. Когда пришла очередь служить нам, в Министерстве Обороны, видно, кончились деньги, и они придумали новую форму оплаты - хозрасчёт, т. е. работа за бесплатно.
Контингент солдат, прапорщиков и офицеров тоже подбирался по непонятному принципу. Я так понимаю, офицер-десантник должен уметь прыгать с парашютом, офицер связи должен хорошо разбираться в связи, и т.д. А офицер стройбата должен быть инженером-строителем. Но, видно, в Министерстве Обороны решили, что в стройбате это не важно, что там разбираться?! Бери больше кидай дальше! Короче, наши офицеры с трудом отличали бульдозер от велосипеда. И, видимо, сами это прекрасно понимая, никогда не мешали нам работать. За что мы были им очень благодарны. Я до сих пор не знаю, чем они целый день занимались, так как мы видели их только полчаса утром до работы, когда они прибегали заспанные из дому, и часик вечером, когда они уже смазывали сапоги гуталином, чтобы с доблестным видом продефилировать по улицам города опять же домой, типа «Вот! Отслужил!». Видимо, чувство вины, их всё-таки изнутри глодало, поэтому, заступая на сутки в наряд дежурным по части, они старались изо всех сил научить нас военному делу. «Солдат! Иди сюда! Почему ялб честь не отдал! Подтяни ялб ремень! Застегни ялб пуговицу! Круууу- ГОМ! Чистить сапоги ШагооомАРШ!». Вобщем, они старались что есть мочи.
На работу нас возили прапорщики, командиры взводов. Но это для нас была работа, а для них охота. Дело в том, что ни одна стройка во времена СССР не могла сделать и шагу вперёд без высококвалифицированного снабженца. Видимо, в условиях повального дефицита, прапорщиков в стройбат подбирали именно по этому принципу. Все самые знаменитые урки всех времён и народов, будь они в авторитете или нет, - просто дети по сравнению с самым скромным прапорщиком стройбата. Глаза - фотоаппараты, в голове такой калькулятор вмонтирован, что пентиум отдыхает. На объекте не просто ничего бесхозного никогда не валялось, но и в радиусе 5 километров, включая квартиры местного населения, от объекта нельзя было найти даже ржавого гвоздя, если за объектом наблюдал наш прапорщик. Единственное, что их иногда подводило, это отсутствие должного образования. Приватизация в СССР началась задолго до перестройки, и пионеры в этом деле были прапорщики стройбата, они потом были и её капитанами.
Снова стройка, снова реальные войска. Взвод, в который я попал замом командира, был не плохой. Если отбросить, то что больше половины из ребят ушли в армию, чтобы не сесть в тюрьму или уже имели условные сроки по безобидным статьям типа воровство, хулиганство.
Все конфликты разрешались, в общем, «по понятиям». В бригаде каменщиков, с которой я работал, был полный интернационал: запорожские казаки, узбеки, азербайджанец, латыши. Бригада была дружная, но всё же особенности каждой национальности проявлялись в работе. Например, латыши, очень классно ложили углы. Они работали, на первый взгляд, не спеша, но на самом деле, без суеты. Углы выводили идеально ровные и за день поднимали их очень высоко. Но зато на внутренние стены их нельзя было ставить, стены получались слишком ровные (под штукатурку это было не важно) и объёмы были небольшие. А запорожцы на внутренних стенах творили чудеса, выполняя по две-три дневных нормы, но углы ложили долго и криво. Поэтому, распределив правильно силы, мне удалось вывести бригаду в передовые. Я учился одновременно и у тех и у других, у латышей терпению и точности, у украинцев напористости и задору. Мы пришли на дом, который достроили дембеля до второго этажа, уходили на дембель, закончив этот дом в 14 этажей. Он до сих пор стоит на улице Портовой, как ни странно.
Рано утром приехала машина с батареями для нового дома, который строила наша часть. Дом имел сквозной подъезд. Пока с одной стороны прапорщик собирал «духов» на разгрузку машины, с другой стороны к двум скучающим дембелям только что всосавшим по бутылочке пивка, подкатил «уазик». «Ребята! Нужны пять батарей, не поможете?» - произнёс, приоткрыв дверцу, хозяин уазика. «Пятак за батарею!» - с ходу выпуливают дембеля, сами не верящие в такую удачу подкатившую прямо под ноги.
«По рукам!» - соглашается хозяин уазика. Дембеля, пересчитав деньги, направляются в дом. С другой стороны «духи» уже вовсю носили батареи. Всего двумя словами дембеля меняют маршрут духов. Со стороны это выглядело так: с машины берётся батарея, заносится в дом и тутже выносится с другой стороны и грузится в другую машину. Именно так во времена послеперестроечного развития капитализма в СССР, зарабатывались бешеные деньги.
Михаил Раменский
Назад (Стройбат. Часть 3 )
Вперед (Стройбат. Часть 5 )
На страничку
ДЕТСТВО В СЕМИДЕСЯТЫЕ, ЮНОСТЬ В ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ... >>
|