ПАПАШИНЫ ЗАМЕТКИ
12.05.2003
В День Победы... -- Говорят
трехлетки.
Здравствуйте!
О войне говорить сложно. Слишком много мы о ней знаем, слишком много
у всех нас с ней связано...
Я, конечно, имею в виду себя и свое поколение.
Тот может не понять меня, кто помладше, кто не воспитывался на книгах
и фильмах о войне и не играл во дворе в войнушку, кто не ходил школьником
к подшефным ветеранам, кто не стоял в пионерском галстуке у Вечного огня,
чья звездочка (ячейка в октябрятском классе) не называлась именем политрука
Клочкова (это ведь именно он сказал в сорок первом году: "Велика
Россия, а отступать некуда - позади Москва!").
Осколки войны окружали мое детство. Мальчишки рисовали в альбомах воздушные
бои и танковые сражения и без затруднений отличали гаубицу от пушки. В
семьях хранили память об ушедших из жизни родственниках. Деды-ветераны
ощущали себя вправе покрикивать на молодежь и осуждать современные нравы.
Стране все еще было чем гордиться: мы победили.
И хотя с военно-патриотическим воспитанием у нас, по-моему, переборщили,
заболтав хорошую идею, превратив ее в набор формальностей, это все же
лучше, чем пустота и забвение...
Помню, как тронули меня, 10-летнего пацана, слезы фронтовика, одиноко
сидевшего среди зелени на лавочке перед Домом офицеров. Это было в День
победы Из репродуктора Бернес пел "Темную ночь", а седой мужчина
в кителе смотрел прямо перед собой и плакал. Я, конечно, не мог тогда
постичь глубину ситуации, но мне стало не по себе. С тех пор я не могу
равнодушно слушать эту песню.
Как не могу спокойно смотреть фильм "В бой идут одни старики".
Особенно тот момент, когда за кадром звучит хором "Рас-куд-рявый
клен зеленый, лист резной..." и наши "Катюши" мстят фашистам
за кровь молодых летчиков - двадцатилетних ребят...
Мама моя до сих пор (теперь даже быстрее, чем раньше) расстраивается,
когда о войне речь заходит. В этот раз увидела по телевизору мальчишек,
которые ветеранов поздравляли, а на околышах фуражек у них было написано
"Хочу быть как дед!" - заплакала...
Мы редко говорим с ней о войне. Я знаю, что ей тяжело вспоминать те годы.
Она была совсем малышкой, но многое запомнила. Город, где она жила с мамой
и старшей сестрой, был оккупирован и поделен на две зоны - немецкую и
румынскую. Помнит, как здоровенный немец отобрал у нее губную гармошку,
как ругала немцев по-румынски плохими словами, и позже ее мама, моя бабушка,
ей призналась, что думала в тот момент, что ее убьют...
И когда отец вернулся с фронта - живой! - это было для семьи настоящим
счастьем...
Когда-нибудь я обязательно расскажу все, что знаю (а знаю я до обидного
мало), о своих дедах, которые прошли войну. Их давно уже нет в живых.
А ведь когда война закончилась, им еще не было тридцати...
=============================
Извините за такое серьезное начало.
Дальше будет веселей. Потому что сейчас будут выступать соавторы "Папашиных
заметок" - наши трехлетние детки.
***
- Мама, я хочу метель!
- Доча, когда метель - всегда холодно и неприятно. Помнишь, когда Герда
искала Кая и попала в метель, как ей было холодно, как трудно было идти
навстречу ветру, как снег летел ей прямо в лицо, как она замерзала...
- Мама, тогда я хочу детскую метель!
январь 2003
Нестандартные просьбы
Можете ли вы хотя бы приблизительно описать, как выглядит Чучелка? А
Подчучелка? Нам это очень нужно знать, ибо от детей поступают настойчивые
просьбы:
- Мама, купи мне Чучелку и Подчучелку! Папа, я хочу Подчучелку!
Все, чего нам удалось добиться, так это того, что Подчучелка похожа на
Чучелку и что она тоже красненькая. Что делать - ума не приложу. А виной
тому - сказочка из сборника русских народных сказок, читаемая детям вслух
среди прочих в минуты затишья между играми.
Есть у деток и другие, не менее экзотические желания:
- Мама, я хочу игрушечную Катюшу прозрачную… и еще игрушечного Антошку!
Догадались, откуда это? Конечно, из песен. Про Катюшу ("Расцветали
яблони и груши…") и про Антошку ("Антошка, Антошка, пойдем копать
картошку!"). Почему Катюша прозрачная, остается только гадать.
Ну, хорошо. За Чучелку и Подчучелку можно выдать какие-нибудь мягкие игрушки
абстрактного вида - на прилавках таких полным-полно. С Катюшей, если забыть
о прозрачности, тоже не очень сложно, да и Антошку подобрать можно.
А вот что делать со следующей просьбой, имеющей отправной точкой песню
В.Шаинского "Вместе весело шагать" (точнее, строчку "Раз
дождинка, два дождинка - будет радуга"), не знаю:
- Купи мне, пожалуйста, дождинку!
P.S.: купили-таки Подчучелку. То есть, выдали за Подчучелку какое-то
существо, как и предполагалось. П. стала одной из любимых дочкиных игрушек.
Обращаясь к ней, дочка ласково так говорит: "Подчу-у-чел-ка! Подчу-уч!.."
январь 2003
***
Играем в Красную шапочку. Мама изображает Серого Волка, дочка - Красную
Шапочку.
- Я Серый Волк, я тебя съем!
- Нет, ты меня не съешь!
- Почему это не съем?
- Потому что я... хрупкая... и ядовитая!
январь 2003
Учимся дискутировать.
Сидят на полу, пьют компот, на коленках у каждого - по кухонному полотенцу.
У сынишки тематика овощная, у дочки - цветочная.
- Настя, а у тебя такого полотенечка нету! (имеет в виду, что сюжет у
него уникальный)
- А у тебя таких божьих коровок нету!
Пауза.
- А у тебя таких морковок, лучков и помидорчиков нету!
- А у тебя таких цветочков нету!
Пауза.
- А у тебя такой зелененькой полосочки нету!
- Почему это нету, есть!
Пауза.
- А она же у тебя не такая, вот у меня какая широкая!
- Ну и пожалуйста!
февраль 2003
Теория вождения.
Едем в машине.
- Папа, почему мы стоим? Поехали, папа!
- Нет, нельзя. Видите, вон там стоит светофор, и сейчас горит красный
свет. Всем положено на красный стоять. Вот загорится зеленый - тогда поедем.
Усваивают.
Проходит несколько минут. Попадаем в небольшой дорожный затор.
- Папа, а почему мы сейчас не едем?
- Потому что если мы сейчас поедем, то врежемся во впереди стоящую машину.
- Хм-м...
На следующем светофоре - новый разговор:
- Папа, а если мы поедем на красный, что будет?
- Тогда произойдет авария. Но мы же с вами соблюдаем правила дорожного
движения! Если соблюдать правила дорожного движения, то не попадешь в
аварию...
- А если не соблюдать - то попадешь, - подхватывает сын.
Опять красный сигнал светофора. Опять стоим. Сын размышляет вслух:
- Мы на красный свет не поедем. На красный нельзя ехать. Потому что если
поедем на красный, то будет авария - И ВСЕ!..
март 2003
Счастливо всем!
|