ПАПАШИНЫ ЗАМЕТКИ
16.02.2004
"Уроки музыки" (начало)
-- "Алкогольная тема" -- "Только не говори!.." --
"Бернар" -- "Бернар-2 (Занимательная анатомия)" --
"Слова обиженного мальчика" -- др.
Здравствуйте!
Наверняка, многие из вас в свое время ходили в музыкальную школу. Те,
кто не ходил, чаще всего жалеют об этом. Те, кто ходил, делятся на два
лагеря: одни благодарны родителям за этот опыт, другие вспоминают время,
проведенное за инструментом, с нехорошим чувством и проклинают тот день,
когда их за ручку впервые отвели на занятия.
Возможно также, что вам скоро (или не очень скоро) предстоит ответить
себе на непростой вопрос: хотите ли вы видеть сына/дочь музыкально образованными.
Не исключен и вариант, что ваш ребенок уже учится в музыкальной школе.
Я хочу несколько выпусков рассылки посвятить рассказу об отношениях ребенка
с музыкой. Делать я это буду, естественно, на собственном примере. Хорош
он, этот пример, или плох - судить вам. Мне кажется, что в качестве повода
к большому размышлению он вполне подходит.
Предлагаю вам поделиться мыслями на эту тему со всеми, написать о
своем опыте. А внимательный читатель, ознакомившись с суммой мнений,
составит мнение собственное. Договорились?
УРОКИ МУЗЫКИ
Меня всегда считали помешанным на музыке. Родители, одноклассники, сокурсники
в институте. Это не совсем так: я встречал как людей, действительно двинутых
на почве меломании, так и просто тех, кто в гораздо большей степени увлечен
музыкой, чем я. Но то, что с ранних лет я с музыкой дружил - правда.
Началось с того, что в дошкольном возрасте у меня случилась передозировка
пластинками из родительской коллекции. Впрочем, тогда этого пресыщения
никто не заметил, в том числе я сам. Только в двадцатых годах моей жизни
выяснилось, что мне знакомо огромное количество экзотических, забытых
всеми песен, что в памяти живут мелодии, не известные большинству современного
мне поколения страны.
А потом меня отдали в детскую музыкальную школу, где через мои и преподавательские
нервы окончательно оформилась любовь к музыке. Эта любовь в течение последних
25 лет не дает мне спокойно пройти мимо музыкального магазина или развала
с аудиозаписями; она толкает меня в спину, и я покорно иду куда надо и
продолжаю захламлять квартиру виниловыми пластинками, аудиокассетами и
компакт-дисками.
Музыкальный слух
Еще четырех-пятилетним мальчишкой я не терпел фальшивого пения.
- Мама, не пой! - запрещал я довольно бесцеремонно родной матери, когда
она что-то напевала. Папа был предусмотрительным человеком и не напевал
никогда, даже принимая душ. Он вообще все держал в себе.
- Папа, не пои! (именно "не пои", а не "не пой") -
затыкают мне теперь рот мои собственные дети, хотя я знаю, что не фальшивлю.
Преемственность поколений, понимаешь.
Пианино или скрипка?
В шесть лет мне захотелось иметь пианино.
Случилось это так.
По ТВ тогда часто передавали концерты отдельных исполнителей или целых
оркестров, там пианист или пианистка красиво качались перед клавиатурой
и делали лицом страдальческие гримасы. Мне нравилось, что из-под их бегающих
рук выходят сложные мелодии, и мне что-то подсказывало, что пианистов
в среде музыкантов уважают больше всех.
Нравилась мне и скрипка. Дядьки-скрипачи выражением лиц и качаниями, в
общем-то, пианистам не уступали.
Моей любимой телепередачей был "Музыкальный киоск" с улыбчивой
Элеонорой Беляевой. Нас, таких любителей, много тогда было.
И вообще, я сносно пел.
Мимо родительского внимания не ускользнуло неровное отношение их чада
к музыке.
- Так что же ты хочешь больше? Пианино или скрипку? - спросили папа и
мама, не отягощая свой вопрос соображениями "за" или "против"
того и другого.
Мы стояли у витрины музыкального магазина, и мне пришлось принять непростое
решение.
- Пианино, - бухнул я, хотя не могу сказать, что мне хотелось именно этого.
Вот и вся история.
Прослушивание
- Отвернись! Сколько сейчас я клавиш нажимаю?
- Две.
- А сейчас?
- Три.
- Хорошо. Сейчас я нажму клавишу, а ты повернешься и найдешь ее... Хм.
Правильно. Давай еще раз... Опять правильно. Теперь смотри, я похлопаю в
ладоши, а ты постараешься похлопать точно так же... Молодец! А какую песенку
ты можешь спеть?
- Любую.
- Ну, уж прям-таки любую! Ладно, спой какую-нибудь песенку, которую вы
с другими детками в садике пели!
- " "До свиданья, детский сад!"
Все ребята говорят.
Никогда мы не забудем
Наш любимый детский сад!"
- Великолепно. Мальчик принят!
Это был один из самых лучших эпизодов в моей жизни.
(продолжение - в следующем выпуске)
==========================
А теперь - о наших детках, с их нескончаемыми забавностями. На дворе
- все еще октябрь 2003 года, на сцене - дети (им по 3 года 10 месяцев)
и мы, их мама и папа.
Алкогольная тема
Мы сидим с Аней за кухонным столом, ужинаем. Детки уже поели и вертятся
здесь же, на кухне.
- Эй, что это у вас? - заметили, как я разливаю в бокалы "Саперави".
- Это вино.
- Вино?
- Да.
- А где пиво?
- (???) Пива нет.
- Почему?
- Мы не любим пиво.
- А вино любите?
- Вино иногда полезно пить.
- А зачем?
- Для сердца. И для пищеварения.
- Это чтобы не тошнило? Да? А нам можно вино?
- Нет, детям вино нельзя...
Буквально на следующий день идем вдоль стеллажей с алкоголем в супермаркете.
Дочка показывает на разные бутылки и спрашивает: что это? а это что? а
вот это?.. Мама честно отвечает: это пиво, это вино, это коньяк, это шампанское.
- Мама, а вы с папой вино любите? (с ударением на "вино").
- Да не так чтобы очень. Но иногда покупаем. А ты что любишь?
- Коку… и еще пиво.
Хорошо, что мы знаем, что не ко всем словам ребенка надо одинаково серьезно
относиться.
- Когда это ты пиво пробовала? Кто тебе давал?
- Бабушка Андреевна... Только ты ей не говори, что я тебе сказала, что
она мне давала!
"Только не говори!.."
1.
- Мама, я не люблю, когда меня Гоша баловаться заставляет! - жалуется
на братика дочка.
- Тебя Гоша заставляет баловаться? - переспрашивает мама и получает в
ответ другую версию:
- Нет, это бабушка Константиновна меня заставляет.
- Что, так и говорит: "Настя, ну-ка, быстро балуйся, а то накажу"?
- Да, так и говорит... - оценив шутку и улыбаясь, произносит дочка. И тут
же, спохватившись, добавляет. - Только ты ей об этом не говори!
2.
"Ты ей не говори!" следует воспринимать как "А то выяснится,
что я тебя обманываю!" - это ясно как день.
- А тебе мама разрешила?
- Да.
- А ты спрашивала?
- Да.
- И что?
- И мама разрешила.
Чуть погодя:
- Папа, ты у мамы не спрашивай, она мне разрешила или нет...
P.S.:
Спрашиваю у супруги:
- Мам, не помнишь, что Настя сегодня такое сказала, что мы смеялись?
Дочка, присутствующая при разговоре, торопится сообщить:
- Я помню. Что бабушка Андреевна мне пиво давала и что бабушка Константиновна
меня заставляла баловаться... Кстати, я не шучу...
Бернар
Живет у нас в квартире огромный фарфоровый дог, белый с черным - красавец,
да и только. На настоящего очень похож. Сидит рядом с кроватью в позе
ожидания хозяина, уши торчком. Назвали его Бернаром, хоть он и дог, а
не сенбернар.
Сын с дочкой бегали как-то раз друг за другом, сынишка ударился о кровать,
заплакал, побежал к маме, чтобы пожалела.
Дочка, оставшись наедине со мной, рассказывает, видимо, сочиняя по дороге:
- Я, папочка, когда об кровать ударилась, чуть... это... чуть ума... чуть
меня Бернар не укусил!
Бернар-2 (занимательная анатомия)
В сотый раз разглядывая скульптуру собаки:
- Гош, а где у Бернара пися?
- Не знаю... А-а, вот где!..
- Где?
- Вот смотри, здесь, на попе...
Слова обиженного мальчика
Необходимое предисловие: бабушка рассказывала деткам о том, что мама,
когда маленькая была, так же бросалась на пол в истерике, как и они теперь
(к чему эти признания?), а также о том, что однажды с ней (маленькой мамой)
произошел такой случай: ей захотелось иметь палочку, как у дедушки, и
она, плача, жаловалась своей маме (бабушке, то есть), что у нее ножка
не ходит; переполошила всех, даже в больницу пришлось ехать, а потом призналась,
что с ножкой все в порядке.
Сынишку вывели в качестве наказания в другую комнату и оставили там одного.
Он сидит и причитает сквозь слезы. Разобрать поначалу ничего нельзя, все-таки
нас с ним стена разделяет. Когда плача в голосе становится меньше, а голос
крепчает, мне становится понятен смысл его выступления: 1) мама наказала
его не по делу; 2) он хороший мальчик; 3) папа виноват в том, что поддержал
маму:
- Мама меня уважать должна... и папа тоже должен меня уважать... когда
мама была маленькая, и бабушка Андреевна ее спать укладывала, мама не
слушалась... и ее бабушка не нака-азывала... и еще когда мама бросалась,
и когда ножку поранила... и что это вот такое?! Это она хорошая мама называется?!
Это она нехорошая называется!..
***
Мне очень нравится дочкина фраза, брошенная ею однажды в сердцах явлению
природы:
- Не бросай, ветер, мне волосы в лицо!
***
Дочка, о постовом милиционере:
- Папа, если бы ты все время на красный свет ездил, то дядя у тебя все
деньги бы забрал?
Главное, "если бы ты все время"! Как будто я хоть раз на красный
проехал...
***
- Настя, ты почему сама не надела штанишки?
- Ну, я подумала, что я не умею...
До следующих встреч!
|