Оправданная жестокость
Разговаривали с дочкой в машине о том, какие человеку в жизни учителя-педагоги попадаются. Она все переживает, что ей в музыкальной школе с педагогом не повезло. Прошло уже несколько лет,
а она никак не забудет жестокого к себе обращения.
Да, говорю я, часто так бывает: ученик думает, что ему жутко не повезло, искренне ненавидит своего мучителя, проклинает его на чем свет стоит... но проходит время, человек
становится мудрее и вдруг осознает, что ему именно такой учитель и был нужен. И у меня, говорю я, был точно такой же случай, когда я учился в музыкальной школе:
я боялся гнева Анны Вольфовны, в особо трудные минуты лил слезы прямо во время урока, мысленно подвергал ее самым изощренным пыткам и был уверен, что никогда в жизни не вспомню ее добрым словом.
И что? Сейчас, по прошествии многих лет, я испытываю к ней только благодарность и уважение!
А возьми один из лучших монологов Жванецкого о его преподавателе русского языка и литературы Борисе Ефимовиче Друккере! Каким он был противным, с отталкивающей внешностью,
не в меру строгим и, как казалось его ученикам, жестоким и несправедливым! Но выросли его ученики и вспоминают его как самого лучшего учителя в их жизни!
Так говорили мы утром, а днем - вот же совпадение! - я уже смотрел кинофильм о том же самом! О том, что для взращивания в человеке его талантов ему просто необходим
такой "жестокий" педагог.
Фильм о Джазе
Джаз - музыка не простая. Его надо понимать, его надо уметь слушать, его надо проживать. Музыканты, играющие джаз, не могут не быть талантливыми. Не зря в фильме у главного героя на стенке висит чье-то
меткое высказывание, обидное для рокеров и лестное для джазменов: "У кого нет способностей, те играют в рок-группах".
Даже если вы не знаете или не любите джаз, вы оцените красоту этой музыки. Смотреть этот фильм нужно хотя бы ради последнего музыкального номера, в котором оркестр играет "Караван" Дюка Эллингтона.
Это хорошо сыграно и хорошо снято. Не удивлюсь, если после проката фильма число поклонников этой музыки сильно вырастет. Знаете, что я сделал первым делом после просмотра "Одержимости"?
Отыскал и скачал саундтрек к фильму. :)
Возвращаясь к мысли о том, что джаз не прост для понимания, скажу, что начинать знакомство с джазовой музыкой легче всего (и, возможно, правильнее всего) с так называемых "джазовых стандартов".
И в этом фильм вам, конечно, поможет.
Фильм об Ученике
Если ты хочешь быть настоящим джазистом, болей джазом с детства, как Эндрю Ниман. Поступи в лучшую школу страны, чтобы добиться успеха.
Но и этого мало. Необходимо еще встретить в своей жизни профессионала, который сделает из тебя настоящего музыканта. С этим Эндрю повезло, хотя осознание этого подарка судьбы приходит к парню в самом конце фильма.
Личные качества у Эндрю - так себе. Он не умеет дружить, он неудобен в общении. Между девушкой (в которую, кажется, влюблен) и музыкой выбирает музыку и беспощадно признается в этом девушке: "Если я буду с тобой встречаться, у меня не будет хватать времени на музыку, ты будешь сердиться, что я недостаточно времени уделяю тебе, а я буду сердиться от того, что ты сердишься". Умоляющий взгляд
девушки не способен растопить сердце прагматика. Американская мечта в чистом виде. Его, кроме музыки, ничего не волнует.
Однако в чем Эндрю не упрекнешь - так это в целеустремленности, в работоспособности, в выносливости. Пот градом, разбитые в кровь руки, силы на пределе - а он не сдается. Маньяк.
Фильм об Учителе
Флетчер - тот самый Учитель, о котором я говорил в машине дочкой. Тот самый Борис Ефимович Друккер, который взрастил Жванецкого. Человек, который взял на себя смелость
растить гениев. Показателен финальный диалог между Эндрю и Флетчером. Флетчер говорит, что в Шеффере он не дирижировал - "Любой придурок может махать руками и держать темп" - а хотел, чтобы его ученики "преодолели пределы ожидаемого",
"иначе мы лишим мир нового Луи Армстронга, нового Чарли Паркера". (Вот это замах!) На замечание Эндрю, что так можно сломать человека, он отвечает: "Настоящий Чарли Паркер никогда не сломается!".
Один из самых интересных психологических моментов в фильме - донос на Флетчера со стороны Эндрю, который (донос) то ли имел место, то ли нет. Флетчер считает, что да, был. А мы, зрители, так и остаемся в неведении.
В результате доноса Флетчера лишают его места в Шеффере, фактически лишают смысла его жизнь. И что же? Дирижер прощает этот ужасный поступок талантливому барабанщику! Ведь главная цель достигнута - он подарил миру гения!
Во время исполнения "Каравана" (на концерте, от которого зависит судьба Эндрю) происходит чудо: на морщинистом лице Учителя появляется, наконец, долгожданная улыбка, которая стоит больше миллиона долларов, а глаза
его лучатся теплым светом. Учитель счастлив.
2015 г.