О Михаиле Зуеве и сайте "ЗУЕВ-сам"
Давно хотел поделиться с вами своим открытием.
Как меня занесло на сайт, автор которого сознательно нигде его не рекламирует
- не помню. Но то, что я прочел на этом сайте, дает мне право заявить:
это - одна из лучших моих находок в Сети.
Попробую объяснить.
Я заметил, что реаниматологи - люди особенные. Они, да еще некоторые
хирурги, слишком часто видят человека на грани жизни и смерти, чтобы воспринимать
мир так, как его воспринимаем мы, обычные люди других профессий. Если
вы встретите реаниматолога (хотя бы и бывшего), знайте, что перед вами
- НАСТОЯЩИЙ человек.
Тот человек, о котором я веду речь, - реаниматолог. Судя по всему, это
его призвание.
Но талантлив он еще в нескольких областях, кроме врачебной. Он - удачливый
бизнесмен-трудоголик, одаренный автор (не уверен, что можно говорить "писатель"),
продюсер с нетипичным взглядом на продюсерство.
Прибавьте к этому еще: аудиофил со стажем, любящий отец, благодарный ученик,
хороший учитель - и вы получите портрет человека, о котором я хочу рассказать.
Его зовут МИХАИЛ ЗУЕВ.
Сайт называется "ЗУЕВ-сам"
Сначала - фрагмент интервью 1999 года. М.З. - ясно кто. Н.Т. - Наташа
Томина.
Н.Т.: Миша, где ты родился?
Я родился в Казахстане, в суровую зиму, в феврале 62-го. Мама рассказывала,
что первая вещь, которую я сделал, родившись и заорав, - начал чихать.
И чихал долго. До сих пор на всё чихаю. Так и живу.
Н.Т.: Там же и вырос?
М.З.: Не-а. В два с половиной года меня перевезли в Мариуполь. Так что
я - южный человек. Вырос на море. В бандитском портовом городе, в смоге
двух металлургических заводов, в соленом запахе порта.
Порядки были жесткие. Семидесятый, семьдесят второй... Ходили "стенка
на стенку", двор на двор, делали ножики. Клепали самострелы - они
дробью стреляли. Хорошо, что никого серьезно не тронуло занятие это. Бог
спас, не иначе.
В Москву попал уже в тринадцать. Первое, что бросилось в глаза, - "правильность"
местных мальчиков. Бледные они были какие-то. Сюси-пуси.
Отсидел первые три урока. Пошел, извини, в сортир. Меня спросили, о чем
- за давностью лет не помню. Слово за слово, началась драка. Огреб капитально,
но и сам два фингала поставил "товарисчу". Потом оказалось -
возбух я на самого главного.
После драки мы с ним побратались. Так что из сортира я вышел уже своим
и "неприкосновенным". Это была моя первая и, как оказалось,
единственная драка в московской школе.
Н.Т.: В школе ты был отличником?
М.З.: Пока не поумнел - да. Вообще-то, это было очень легко - быть отличником.
Я же учился в рабоче-крестьянской школе, никаких лицеев тогда и в помине
не было. Да много чего тогда не было. Так, у нас на всю школу был один
(один!) наркоман, так и того отправили лечиться прямо молниеносно.
Н.Т.: Как ты оказался в Москве?
М.З.: Вместе с семьей. Мой отец родился в 1915-м. Он был старше меня на
47 лет. Так что у меня налицо "сдвиг поколений" - у моих сверстников
в таком возрасте были деды, а у меня - папа. Так вот, папа мой закончил
металлургический институт в тридцать девятом, и всю жизнь был практическим
металлургом. Инженером с большой буквы, а не партийной или кабинетной
крысой.
В пятьдесят семь его дернуло защищать кандидатскую. Приехал в Москву,
ученый совет там, все дела. Не защитил - совет рекомендовал диссертацию
доработать и подать на доктора сразу. Доработал. Получил доктора наук.
Вот такой прецедент.
Ну и, в общем, отца перевели, и мы с мамой - за ним. Так и добрался до
Москвы. Скоро четверть века, как я местный.
Хотя все мои предки на три-четыре поколения назад - москвичи и питерцы.
В Москве есть один домик, семь этажей, четыре подъезда. Принадлежал моему
прадеду, до ВОСРа, естественно. Иногда, проезжая мимо, сожалею, что здесь
не Прибалтика.
Н.Т.: А в Питере бываешь?
М.З.: Некоторое время назад, по бизнесу - до двадцати раз в год. Теперь
же вообще объезжаю те края стороной. Я люблю Питер - причем не белые ночи,
а хлябь, грязь, промозглость, штормовой ветер и туманы. Думаю, я люблю
Питер за то, за что его любят сами питерцы.
Н.Т.: А часто ли бываешь на родине?
М.З.: Не могу. Вообще не могу. Там больно очень. Там солнце светит по-другому.
Там - детство. Там - море.
Н.Т.: Что означает для тебя - море?
М.З.: Не сочти за банальность - всё. Я же вырос Ихтиандром. Сухопутным
москвичам этого не понять.
Н.Т.: Я, как мне кажется, не читала ни одного твоего произведения, которое
было бы о море? Отчего?
М.З.: Море - душа моя. Я много морей повидал. И океанов тоже. Они все
разные - тихие, громкие, холодные, теплые. Но все одинаковые - настоящие.
Моря не врут. Моря принимают тебя таким, какой ты есть...
Сайт сделан так, чтобы ничто не отвлекало от чтения рассказов. Рассказов
- штук 30, я прочитал, наверное, половину. Почему не все - объясню позже.
Это рассказы человека, обнажающего свои чувства, остро переживающего за
близких людей, живущего не "по течению", а сообразно принципам,
сформированным на протяжении всей жизни. Человека, которому чужд конформизм.
Человека, требовательного к себе и окружающим.
Вот в каком порядке я бы вам посоветовал знакомиться с автором и его
творчеством:
1. Рассказ "Мама".
Комок в горле. Признание в любви ушедшему в иной мир родному человеку.
2. Рассказ "Непростой разговор".
Как сделать так, чтобы тебя уважали, начиная с детского возраста. Подписываюсь
под каждым словом.
Если бы я оценивал рассказы по 10-бальной шкале, то этим двум рассказам
я бы поставил "10".
3. Интервью.
4. Рассказы:
- "Путешествие в Диснейленд..."
- "Исповедь лоха" (один из приведенных в рассказе случаев -
о магазине "Мелодия" - будто списан из моей жизни)
- "Радуга" (плюс "Кармагеддон" - возвращаемся к трагедии,
происшедшей с Артуром Пилявиным)
- "Осення элегия". О поэте Кирсанове и композиторе Дога.
- "Струна", "Боль" ...
5. Все остальное.
Теперь - о том, почему я не могу прочитать все его рассказы.
Вам нравится Борис Гребенщиков? Скорее всего, вы ответите "нет"
или "нет, хотя раньше...". Я как раз ответил бы именно в таком
ключе. Уважать, вроде, не перестал (видимо, по инерции; просто не хочется
менять мнение), а слушать - не стану ни под каким соусом. В начале 80-х
у БГ были потрясающие вещи типа "Я так хотел бы опираться о платан...",
"Под небом голубым..." и десятка других шедевров. Сейчас же
просветленный Гребенщиков - воплощение мудрости и тайного знания, но ничего
путного я давно не слышал. А уж как он выглядит... Думаю, он нарочно нарывается
на очевидные ассоциации (дрожащий голос, редкая бородка), желая сказать:
"Я вижу, с каким животным вы хотите меня сравнить. Пожалуйста, раз
вам это приятно. Я выше этого. Вы тоже когда-нибудь к этому придете..."
Но я отвлекся.
Михаил Зуев, (есть у меня такое подозрение) высказав главное в дюжине
первых своих рассказов, увлекся формой в противовес содержанию. Рассказы
постепенно становятся все более метафоричными, в них чаще встречаются
чисто литературные находки - удачные образы, точные сравнения; язык оттачивается,
а..."что-то главное пропало". Может, я ошибаюсь. Возможно, эта
литература еще лучше, чем прежняя, и достойна самых высоких похвал, но
мне (пока что?) ближе пронзительность, с которой писались первые рассказы.
Как бы то ни было, я вам гарантирую хорошее чтение. Идите и убедитесь
в том, что я прав.
|