ПАПАШИНЫ ЗАМЕТКИ16.12.2002Болеем -- "Телевизор с медом".Здравствуйте! Настигла-таки нас инфекция злобная. На данный момент уже всех, без исключения. В семье у нас нет единого подхода к лечению простудных заболеваний. Как, впрочем, и к их профилактике. Меня, например, тихонько считают чудаком из-за моей привычки разгуливать босиком - неважно, по паркету ли, по ковру, по линолеуму или по кафелю (это у меня от жизни в Средней Азии осталось, там тапочки в квартире были лишним предметом. Там и одежда, строго говоря, была лишним предметом, и, раз уж на то пошло, я бы с удовольствием разгуливал по дому неодетым, но по некоторым причинам не могу себе этого позволить). Кстати, я сильно удивлен, почему до сих пор детки не указывают мне на это очевидное нарушение поведения - их-то заставляют ходить в обуви! Еще я несколько свысока смотрю на таблетки, не отвергая их, но предпочитая им народные средства (малина там, мед, ножки попарить, пропотеть на совесть...). Мне, в свою очередь, не понятно, как можно ходить зимой без шапки и полагаться на чудотворное действие таблеток, микстур и капель. Отсутствие единства в наших с мамой взглядах на теорию болезней не могло не сказаться на таком щепетильном вопросе как здоровье детей. Надевать ли на ребенка сто одежек, чтобы не застудить? Мыть ли всякий раз руки с мылом перед едой? Сторониться ли общественных мест, чтобы не подхватить заразу? Давать ли контрастный душ, закаляя организм смолоду? Эти и другие вопросы ждали решения. Недолгая борьба либералов с консерваторами закончилась победой последних, и теперь дети растут в обстановке стерильности и чистоты. Мне казалось, что ограждать детей от неявных опасностей нет необходимости, что лучше отболеть сразу, потом будет легче, но мне на пальцах доказали, что, напротив, чем здоровее ребенок будет в первые годы жизни, тем здоровее он будет, когда вырастет. И наша задача - обеспечить в меру сил и возможностей максимально здоровое детство нашим наследникам. Как раз об этом была недавно статья в одном из номеров журнала "Большой город". Прочитайте ее, пожалуйста, если она вам не попалась в бумажном виде, и сделайте на основе прочитанного свои собственные выводы.
Телевизор с медом.Екатерина КадиеваКогда я была маленькой девочкой, моя бабушка, глядя в окно на детей дворничихи Машки, которые носились по двору, недоумевала: "Как же так? Весь день раздетые-разутые, ноги вечно мокрые, из луж не вылезают, Машка на них внимания не обращает, а они - здоровые как лошади. А вот Ниночка со второго этажа даже с работы уволилась, чтобы быть с детьми, продукты им с рынка носит, диеты у них какие-то специальные, секции спортивные, а они все равно круглый год болеют". Действительно, почему дети, окруженные любовью и заботой, часто вырастают хилыми и больными, а их сверстники, предоставленные сами себе, как репейник, вымахивают здоровяками и спортсменами? разобраться в этом парадоксе я пыталась с детства. Объяснения взрослых меня не удовлетворяли, поскольку казались мне скрытыми воспитательными демаршами. Мол, детей вредно баловать, а трудности закаляют, и если бы Нинкины дети бегали босиком по лужам, то они, поболев с непривычки, быстро бы закалились и все невзгоды им были бы нипочем. сейчас, став взрослой, я готова признать, что закаливание полезно, но все равно не считаю те ответы исчерпывающими. Почему дети в благополучных, любящих семьях болеют так часто - слава Богу, не чем-то серьезным, а, как правило, бесконечными простудами, ОРЗ, ОРВИ и общей хилостью? Кажется, сейчас я знаю ответ. Дело, думаю, заключается в том, что, когда в такой семье ребенок заболевает, о нем начинают заботиться даже больше, чем обычно. Захворавшего ребенка на самом деле жалко, и усиление заботы и внимания к нему выглядит естественным движение родительских душ. И вот уже вся семья хочет в компенсацию за понесенные страдания сделать ему что-нибудь приятное. Мало кто задумывается при этом, что оказывает ребенку медвежью услугу. Даже самый маленький ребенок подсознательно прекрасно умеет сравнивать и делать выводы. Если он поймет, что смотреть телевизор и пить молоко с медом приятней, чем ходить в детский сад или школу, то каждое утро будет у него начинаться с проверки своего организма в надежде обнаружить в нем желанные неполадки. Нет ли насморка? Не поднялась ли температура? Не болит ли живот или голова? Он не симулирует - он просто проверяет свое тело, как бортовой компьютер машины тестирует при запуске все системы: от двигателей до ремней безопасности. Однако человеческий организм не любит таких проверок: бессознательное не терпит вмешательства в свою работу. И чем чаще мы (или наши дети) спрашиваем себя, все ли у нас в порядке, тем чаще те или иные узлы нашего организма выходят из строя. Что же мы можем поделать с этим? Безусловно - ни в коем случае не ругать заболевшего ребенка, не говорить, что он "сам виноват", и не считать симулянтом - болеет он по-настоящему. Не говорить, что "пустяки, само пройдет" - а то, неровен час, в следующий раз его организм придумает такое, что точно само не пройдет. Не надо ругать его за то, что сидел под открытой форточкой или вышел без шарфа. Раз болезнь с ребенком приключилась, его надо лечить, а не попрекать причинами возникновения хвори. Но самое главное - стиль и способы лечения. Они должны быть не столько приятными, сколько эффективными. Ребенок должен усвоить, что болезнь - это досадная неприятность, а не разновидность каникул. Раз постельный режим, значит, без телевизора, книжек, магнитофона, визитов друзей и часовых бесед по телефону. Пить горячее молоко? Прекрасно, но почему обязательно с медом, а не с содой? Только потому, что мед вкуснее? Помните, вы все это делаете из заботы о ребенке, а не из желания его наказать. Вы можете посочувствовать ему, сказав, что болеть противно. Вы можете вместе с ним пожалеть, что он разлучен со своими друзьями или пропускает любимую передачу. Вы и ребенок не должны забывать, что разлука с телевизором и питье невкусных лекарств не наказание, а элементы эффективного лечения. И заодно - аргументы в пользу того, что ничего хорошего в болезни нет. Не увлекайтесь излишним проявление жалости к ребенку, когда он болеет. Лучше приласкайте его, когда он здоров, и похвалите, когда, несмотря на легкий насморк, он все-таки пошел в школу.
*** Всего вам самого хорошего,
|
© 2002
|