Июнь 1986 года. Городок Пионерск, на берегу Балтийского моря. Распределительный пункт Балтийского военного округа. Около полутысячи парнишек, привезённых из всех уголков необъятного Советского Союза, пока даже ещё не «духов», маются в ожидании распределения по воинским частям. В воздухе висит напряжение, периодически сбиваемое взрывами гогота, вызванного чьей нибудь шуткой или анекдотом.
Внезапно на плацу появляется лейтенант в сопровождении троих сержантов и громко спрашивает: «Кустанайцы есть?» В воцарившейся тишине звучит убивающий своей оригинальностью ответ-вопрос: « А чё?»...
Позже мы узнали, что кустанайцы в этом округе были в почёте, как, впрочем, и во многих других. Сам по себе напрашивается вопрос: почему? Чем же мы отличаемся от москвичей, одесситов, саратовцев, киевлян, тульчан, тбилиссцев, ташкентцев и др.? Да ничем! Мы такие же люди, с такиме же заботами, радостями, чувствами, проблемами. Но есть всё-таки маленькое отличие, корни которого уходят далеко в историю.
Так уж сложилось, что население Кустанайской области формировалось на протяжении почти ста лет на острие политических «катаклизмов» и территориальной близости Казахстана и России. Казахские поселения были пополнены русскими крестьянами, получившими в России свободу (землю в нагрузку им дать забыли), потом ссыльные, репрессированные и просто беженцы времён ревлюции 1917 года, потом политически неугодные времён 37 года, потом немцы, чеченцы, корейцы переселённые подальше от линии фронта, т.е. «от греха подальше», в 60-е уже более весёлое и разношёрстное пополнение первоцелинников с колоннами тракторов и песнями : « ...станем новосёлами и ты, и я !...»
И вот эта гремучая смесь, долго бродив, превратилась в народ, который мы сегодня называем Кустанайцами.
Наверное, вот этот самый многонациональный и многосословный лик нашего народа и является тем, чем мы отличаемся от других городов и регионов. Культурный и этнический обмен сделал нас многогранными, терпимыми и выносливыми. Мы с детства учились ценить человека не по его национальности, а по его человеческим качествам. Мы не делили людей на русских, казахов, украинцев, немцев, корейцев и т.д. Оценка была проста: хороший или не хороший человек.
На этом месте хочу сделать небольшое отступление. Прочитав вышесказанное, не вспоминайте, пожалуйста, как вас обзывали в детстве, или во время драки в очереди за колбасой, или на базаре, если вы кому-то случайно заехали мясом по морде. В любом правиле есть исключения, в данном вопросе исходящие не от лучших представителей своих народов.
Мы учились друг у друга. Мы обогащались духовно соприкасаясь с культурой, обычаями и муростью всех живущих на нашей земле народностей. Порой учебный процесс был жесток, за недостойное обращение можно было получить и «в ухо», а этот воспитательный метод был очень эффективным и запоминался на всю жизнь.
Ссыльники и репрессированные, в большинстве своём высокообразованные люди, были просветителями и помогали в становлении достойного образования. Крестьяне любили землю и умели работать, и учили этому других. Кочевники были прекрасными животноводами, наш скот продавался по всему миру. Законы степи учили людей держаться друг за друга, иначе не выжить.
Посмотрите на себя, кем были ваши предки?
Посмотрите на свой праздничный стол (к празднику мы готовим самое лучшее): украинский борщ, русские пельмени, казахский бешбармак, корейская морковка, блинчики, вареники с картошкой, хе, чак-чак, баурсаки, штрудели, плов, шашлык и, в конце концов, бутылка водки - поистине всенародный напиток.
Воспитанные в этой среде, мы научились уважать людей любого вероисповедания, помогать людям, невзирая на их происхождение. И это правильно, всё остальное неправильно. Это и есть отличительная черта Кустанайцев. По крайне мере, моего поколения. И куда бы нас не занесло - в Москву, Омск, Магнитогорск, Париж, Владивосток, Берлин, Хайфу, Нью-Йорк, Мухосранск, в Тьмутаракань - мы будем жить по-кустанайски.
Михаил Раменский
К списку его рассказов, на страничку
ДЕТСТВО В СЕМИДЕСЯТЫЕ... >>
|