ПАПАШИНЫ ЗАМЕТКИ
12.01.2004
Рассказы читателей ("Погоны",
"Фотография", "Моя тильдА") - Из нашей жизни ("О
присвоении имен", "Искусство ведения спора" и др.)
Здравствуйте!
Сегодня в выпуске - три истории, рассказанные вами, а также очередные
"перлы" наших собственных деток.
Первые две истории прислал Михаил Антонов. Это его воспоминания
о детстве.
Погоны
В 3-м классе мы играли в "Зарницу". Для
этого каждому классу назначили рода войск, и участники должны были соответствующим
образом обрядиться. Нам выпали пограничники.
Пограничники тогда поголовно носили фуражки с зелёным
верхом, и поэтому изобразить их было не так-то просто. (Забегая вперёд,
скажу, что, отчаявшись, мы в конце концов наскоро слепили из газет пилотки
и покрасили их... зелёнкой. О том, что заняли мы последнее место, думаю,
специально говорить не надо.)
В классе был очень симпатичный мальчишка-татарчонок
Серёжа М., которого самоотверженно растила мать-одиночка. Был он мальчиком
очень изнеженым, чистеньким, замкнутым, мечтательным и даже на лицо был
круглолицым "мусенькой-пусенькой". (Часто таких детей в классах
третируют, но, как ни странно, Серёже от одноклассников доставалось не
слишком сильно. Зато у него было одно весьма загадочное качество: он,
как магнит, притягивал к себе снисходительное презрение и насмешки...
учителей. Но это так, к слову.)
Стали назначать активистов для поделок. Кому-то
поручили плакаты, кому-то что-то ещё.
-- А погоны пусть М. сделает, -- сказала учительница.
-- Ты сделаешь погоны?
Серёжа утвердительно кивнул.
Шли дни. Учительница старалась контролировать процесс.
Пару раз спросила и Серёжу: "Ты делаешь погоны?" Тот утвердительно
кивал головой.
Настал день "Ч". Выяснилось, что всё
не так, что почти ничего не готово...
-- М., ты погоны сделал? -- с надеждой спросила
учительница.
Тот утвердительно кивнул.
-- Тогда неси их сюда.
М. ушёл. Прошло время, а его не было. Измотанная
учительница послала за ним ещё кого-то.
Посланный довольно долго отсутствовал, а потом
вернулся и небрежно сообщил:
-- ДА ОН ТАМ ПОГОНЫ ДЕЛАЕТ...
Надо отдать должное классной руководительнице:
она не стала устраивать разборок, а вновь послала за "погонным мастером",
и когда он вернулся, просто спокойно посадила его на место.
Фотография
А эта история приключилась уже со мной.
В том же 3-м классе меня в числе прочих выдвинули
на Доску Почёта. Для этого нужно было сфотографироваться в нужном формате.
Мы приняли это к сведению. И когда нам пару раз
напомнили, что срок близится, я понимающе кивал головой.
Хотя эта история произошла со мной лично, я --
убей меня бог -- не могу объяснить, почему я пальцем о палец не ударил,
чтобы сфотографироваться. И когда в классе объявили, что фотографии надо
принести завтра, меня охватил ужас, я увидел перед собой неотвратимую
погибель и, придя домой, ударился в страшный рёв. А когда от меня попытались
узнать причину, сквозь отчаянный плач поведал суть дела.
(Помню, мать, утешая меня, смеялась: "Ты,
как бухгалтер, который, зная, что едет ревизор, до последнего дня ничего
не делает, чтобы ликвидировать недостачу". Но мне было не до смеха.)
Наутро меня собрали и повели, зарёванного в фотографию.
Потом мать за руку привела меня в класс и что-то объяснила учительнице.
Дело последствий не имело, а когда фотокарточка была готова, её повесили
на доску.
Но надо сказать, что в силу описанных обстоятельств
фотография получилась изумительно: я, аккуратно причёсаный, но с набухшими,
смотрящими куда-то вдаль глазами вышел замечательно; в моём облике было
что-то отрешённо-философское, чего, пожалуй, я не мог больше добиться
на фотографиях ни разу. До сих пор это одна из самых моих любимых фотографий.
Татьяна из Барнаула рассказала забавную историю о своем сыне.
"Моя тильдА"
Мой сын заговорил довольно рано: в 1 год 4 месяца
он стал говорить предложениями, первым было "Мама вари мне кашу".
Но довольно долго (лет до4-х) сильно картавил и шепелявил. И вот в 2 года
появилось у него в лексиконе словечко такое "тильда".
Относилось оно в разных ситуациях то к палкам, то к деревьям. И чаще всего
с определением "моя". На улице мог палку подобрать со словами
"моя тильда", на дерево так же показать. И никак я не могла
выяснить, что же он имеет в виду.
Думала, что перерастет, забудет, а я так значения-происхождения словечка
и не узнаю. Даже обидно. Но все раскрылось! Дело в том, что любимой книжкой
у нас в это время была "Сказка о Попе и работнике его Балде",
с замечательными картинками, на плотной бумаге - прекрасно изданная книжка!
К 3-м годам Вовка знал всю сказку наизусть даже без картинок-подсказок.
Так вот, читаем мы в очередной раз эту сказку, страницы перелистываем,
и показывает мне сынуля на нарисованное дерево со словами: "Вот она
- моя тильда." И читаю я на этой странице: "Нет, говорит
Балда, теперь моя ЧЕРЕДА!"
Вот оно! череда! дитё ж слова такого не знает, он же все слова к картинками
применяет. Так я хоть в неведении не осталась.
Сейчас сыну уже почти 11, школьник, умница.
Спасибо вам за ваши письма, продолжайте радовать нас всех новыми наблюдениями
или воспоминаниями!
А пока - несколько ситуаций из нашей семейной летописи (сентябрь 2003г,
детям - по 3 года и 9 месяцев):
***
Дочка:
- Папа, мама, смотрите, какая собачка! Папа, я люблю эту собачку! Мама,
купи мне, пожалуйста, такую собачку, только не настоящую! Я ее УВАЖАТЬ
буду...
***
Опять дочка:
- Мама, а что это за коробочка, зачем ты ее взяла?
- Это коробка от торшера, мы ее выкидывать несем.
- А зачем выкидывать, я ее люблю, эту коробочку.
- Когда это ты ее успела полюбить? Она под кроватью все время лежала.
- Ну я же не хочу, чтобы ты ее выбрасывала, потому что она полезная!
***
И снова дочка:
- Хочу кораблик!
- Какой, маленький?
- Нет, большой, чтобы все поместились...
- Кто "все"?
- Ну, все дети и взрослые...
- У меня на такой кораблик нет денег.
- Ну, найди 19 или 20 денежек и дай тёте, а она даст тебе кораблик...
О присовоении имен
Случай №1:
Тетя-логопед разговаривает с сыном. Обсуждают, как наступит зима, как
из снега и подручных материалов мы сделаем снеговика.
- Как снеговика назовем-то?
- Максим... - не раздумывая отвечает ребенок.
- Почему Максим?
- Да мне имя это нравится.
На всякий случай замечу, что среди нашего окружения есть только один Максим,
да и того мы видим раз в год, а вспоминаем, может быть, за тот же год
2 или 3 раза...
Случай №2:
Подошли в супермаркете к стойке с мягкими игрушками. Дочке понравился
бегемотик. Разумеется, его ей купили (заодно, конечно, и сынишке похожую
игрушку приобрели, как же без этого).
- Как бегемотика назовем?
- Домик, - тут же откликается дочка.
Так у нас появился в коллекции Бегемотик Домик.
Случай №3:
Бабушка рассказывает о котеночке, который чудом спасся на даче.
- Насть, как кисю назовем?
- Двигатель!
- ????
А что, на дворе двадцать первый век все-таки...
Искусство ведения спора
1.
Время - около 11 вечера. Дети давно лежат в кроватках, но вот уже в течение
часа-полутора ведут между собой беседы. Сначала громкие, потом потише.
Вдруг из детской доносится возмущенный дочкин крик. Иду разбираться.
- Что случилось?
- Папа, я спала, а Гоша меня разбудил.
- Да не спала ты, я слышал, как ты разговаривала с ним не умолкая.
- Да! СНАЧАЛА я разговаривала... - пафосно, словно со сцены, признает
ребенок.
2.
Во время обеда сынишка потребовал дать ему любимое печенье.
Я возражаю:
- Я тебе не дам печенье, пока ты не доешь мясо.
Сын мгновенно реагирует:
- Я не буду есть мясо, пока ты мне не дашь печенье.
Меня такая позиция забавляет, но просто так на его условие соглашаться
не стоит, родительский авторитет может пошатнуться. Надо или свести все
к шутке, или продолжать упорствовать. Выбираю последнее:
- Давай, Я буду здесь ставить условия, а не ты!
Но сынишка наш из тех людей, о которых В.С. Высоцкий говорил: "если
я чего решил, то выпью обязательно".
- Папа! - глядя прямо перед собой, произносит сын... и берет паузу, словно
он долго обдумывал предстоящий серьезный разговор и решился наконец его
начать. Пауза сделала бы честь профессиональному актеру. Наконец, сын
завершает фразу: - Дай мне печенье! Я не буду есть мясо, пока ты мне не
дашь печенье.
Уверенно так...
Ну, ладно. Вижу, что рогом упираться умеем мы оба, и придумываю какой-то
компромисс. Проигрывать-то нельзя!
Ну, вот и все пока.
Счастливо!
|