ПАПАШИНЫ ЗАМЕТКИ
01.03.2004
"Уроки музыки" (часть
3) -- Рассказ Ани -- "Об именах" -- "Проверка знаний"
-- "Научил..." -- "Оправдание найдено" -- -- "Самолюбование"
- "Злая тетька" -- др.
Здравствуйте!
В сегодняшнем выпуске - продолжение музыкальной темы и, как всегда, миниатюры
из нашей жизни.
Уроки музыки
Часть 3
Все по-настоящему
На сольфеджио меня научили слышать ноты и писать музыкальные диктанты.
Делал я это быстро и правильно, и, главное, мне это нравилось.
О высоком уровне занятий я могу говорить авторитетно. Мне есть,
с чем сравнивать. К экзаменам по теории музыки мы готовились так,
как позже я не готовился ни к одному другому экзамену в жизни.
Хор вообще был уникальным - трехголосым, человек на 60. Звучал
потрясающе. Мы умели держать ноту на цепном дыхании в течение
получаса, петь песни без слов, просто называя ноты. Не "Во-по-ле-бе-рез-ка
стоя-ла", а "ми-ми-ми-ми-ре-до-до-си-ля". Эта привычка
настолько в меня въелась, что даже сейчас, когда прошло почти
три десятилетия, мне легко это делать, хотя в этом нет никакой
необходимости.
Другой привычкой было дирижировать самому себе, когда поешь.
Лет до 25 я тряс рукой, "подыгрывая" музыке, которая
мне нравилась. Друзья вертели пальцем у виска.
Еще я помню Гимн СССР на узбекском языке. Мы, как и все учащиеся
музыкальных школ столицы Узбекистана, разучивали его к запланированному
приезду в Ташкент Леонида Ильича Брежнева в течение двух или трех
месяцев то в школе, то с выездом "на место", в ледовый
дворец спорта, где и должно было состояться торжественное пение
в несколько тысяч глоток. Не состоялось.
Домашняя работа
Занятия дома сильно дисциплинировали. Очень рано я понял, что
обман здесь не пройдет. Я, конечно, занимался сильно меньше, чем
требовалось, и меньше, чем я декларировал. Но играть все равно
приходилось.
Вожделенные каникулы омрачались необходимостью сидеть перед пианино.
Помните пионера из "Покровских ворот", который отбывал
наказание на лоджии со скрипкой в руках? Правда, жалко несчастного?
Вот и я имел подобную повинность. Оказавшись в гостях у бабушек-дедушек,
где отсутствовало фортепиано, я был пару дней совершенно счастлив,
пока за мою судьбу не принимались родственники. Они активно куда-то
звонили и о чем-то договаривались, и на третий день я покорно
плелся в их сопровождении в местную музыкальную школу или, что
еще страшнее, к кому-то в дом.
Кстати, одним из упражнений "от Анны Вольфовны" была
игра на крышке пианино. Или на какой-нибудь другой ровной, твердой
поверхности. Это не так просто, как может показаться на первый
взгляд. И при этом помогает развивать музыкальное воображение
и память, а также силу пальцев. Я убедил всех, что занятия музыкой
можно вполне заменить этим упражнением. Мне поверили. Или сделали
вид, что поверили.
Промежуточные результаты
Я перевел дух, когда закончил 7 классов музыкальной школы. За
спиной были попытки бросить музыку (спасибо маме и папе за то,
что подавили несколько восстаний!), пропуски занятий и грамоты
за победы в конкурсах на лучшее исполнение произведений И.-С.
Баха.
- В восьмом классе я стал участником школьного вокально-инструментального
ансамбля и, во многом благодаря этому обстоятельству, популярной
фигурой среди старшеклассниц. И хотя моим инструментом оставались,
как нетрудно догадаться, клавишные, я начал играть еще и на гитаре,
что только добавляло популярности.
- Я научился отличать хорошую музыку от барахла (с годами навык
утерялся).
- Начав сдавать экзамены чуть ли не с первого класса, я приобрел
навык легко относиться к такому способу проверки знаний или умений
в старшем школьном возрасте и в институте.
- По ночам мне стала сниться не известная мне музыка (кайф!),
и я мечтал о том, чтобы кто-то изобрел аппарат, с помощью которого
можно было бы записывать музыку прямо из сна.
- В девятнадцать лет мне под руки попался аккордеон, и я его в
две недели освоил. Ну, не то чтобы... но вполне сносно.
- Двадцати четырех лет от роду мне ударило в голову, что я должен
научиться играть на саксофоне. Год учебы на вечернем - и вот я
уже фактически Бен Уэбстер, а счастливые соседи радуются волшебным
мелодиям и силе моих легких.
Короче говоря, хорошо, что я учился.
|
Помните, я вам рассказывал о страничке "Сказки
для Ёжика", которая мне очень понравилась? Аня, автор
странички, поделилась с нами воспоминаниями на тему о музыкальной школе.
У нее получился, как она сама говорит, "грустный и ностальгический
рассказик о том, что не случилось...".
"Ни разу в детстве мне не посчастливилось ходить на занятия
в музыкальную школу, хотя желание было огромным. Вопрос встал
актуально в первом классе, т. к. многих детей из класса после
обеда забирали бабушки для того, чтобы отводить на занятия в "музыкалку".
Не то чтобы мне не нравилось на продлёнке, просто слова "фортепьяно",
а особенно мистическое "сольфеджио", вызывали глубокое
уважение и непонятный трепет. Девочки, которые ходили в муз. школу,
частенько собирались в привилегированные стайки, куда доступ обычным
детям был заказан, и с показной неохотой обсуждали уроки, учителей,
инструменты и т.д. В общем, дети в классе делились на тех, которые
занимаются музыкой, и тех, которым это не дано было. Я заниматься
очень хотела, причём инструмент не имел никакого значения. Но
маме не хотелось возить меня два раза в неделю, неизвестно куда,
да ещё и ждать там 45 минут. От этого нежелания было грустно,
но требовать и настаивать я боялась (мама отличалась крутым нравом).
Но однажды мне повезло. В наш класс пришла женщина, которая отбирала
детей для занятий на арфе. Она попросила поднять руки девочек,
которые бы хотели начать заниматься на этом инструменте, и естественно,
моя рука поднялась первой. (Что это за инструмент, я не представляла,
а спросить было неудобно, потому что все остальные, как мне казалось,
знали). Я успешно прошла отбор, и мой телефон и имена родителей
были записаны в тёмную тетрадочку. Вечером дома раздался телефонный
звонок... Звонила преподаватель музыки... Но каково же было моё
удивление, когда мама сказала, что я не буду заниматься на арфе.
Её тон не оставлял мне никакой надежды. Свой отказ мама аргументировала
тем, что игра на арфе - это не эстетичное занятие, а мои слёзные
просьбы учиться играть на любом другом инструменте не возымели
никакого действия. На этом всё и закончилось...
Скажу лишь, что через несколько лет, классе в 6-м, у меня появилась
подруга, которую я обожала. Она училась в музыкальной школе по
классу фортепьяно и я частенько провожала её на занятия... А одно
из самых сильных потрясений того времени было связано с умением
моей подруги извлекать чудесные и гармоничные звуки из клавиш
пианино. Вспоминая всё это сейчас, думаю, что играла она более
чем посредственно, но тогда, приходя к ней в гости, я частенько
просила сыграть "Лунную сонату" Бетховена.
Те ощущения, которые вызывала во мне её игра, сложно передать.
Каждый раз к горлу подкатывал ком, и я с трудом справлялась с
волнением, которое охватывало меня...
...И почему моя мама так стойко не хотела отдавать меня в музыкальную
школу....не пойму..."
|
Пишите о том, как это было у вас!!!
А теперь - нетленное, из октябрьского :) Детям - 3г. 10мес.
Об именах
На работе коллега между прочим интересуется:
- Как дети? Еще не спрашивали, почему их такими именами назвали?
Я немного удивлен. Это что, думаю, обязательный этап в развитии?
- А что, у твоих сыновей так было?
- Виталик не спрашивал, а вот Максимка однажды нам с Надюшей говорит:
"А почему меня Максимом назвали?" Я ему: "А что,
неправильно назвали?". "Неправильно", - говорит.
"А как надо было?" - "Ну, например, Арно-ольдом..."
Посмеялись.
Это было весной.
Прошло лето, наступила осень.
И вот погожим октябрьским днем задает мне дочка сакраментальный
вопрос:
- Папа, это ты меня Настей назвал?
В вопросе мне слышатся прокурорские нотки. Спешу чистосердечно
признаться:
- Да, я, только не я один, это мы вместе с мамой.
- А чо?
- Не "чо?", а "почему?", - поправляю. - Потому
что это очень красивое имя.
Обладательница красивого имени не соглашается:
- Надо было Наташей назвать.
Мне же хочется, для ее же блага, чтобы ей ее имя нравилось:
- "Настя" лучше. Очень красивое, нежное имя. Вот послушай:
"На-астенька".
- Натафка!
А недавно состоялся презабавнейший диалог примерно на ту же тему.
Мама, обращаясь к дочке, говорит:
- В выходные пойдем знакомиться с мальчиком, твоим сверстником.
Его зовут Игорек.
Ответ дочки:
- Хорошо, мамочка, я согласна. Только пусть мальчика зовут Костя!
Проверка знаний
Проверяем знание детьми некоторых базовых вещей типа: "Сколько
тебе лет?", "Как твоя фамилия?", "Как зовут
папу/маму/бабушку...?". Доходим до домашнего адреса.
- Доча, а ты знаешь, где ты живешь?
На что ребенок, порядком утомленный долгими расспросами, отвечает:
- Да! (Чертики в глазах, смотрю, забегали.)
- Ну, и где же?
- На вокзале!
Не грубо, а с задорной улыбкой, так, чтобы поняли, мол, хватит
уже экзаменовать, пора играться...
Научил...
Иногда в разговоре я произношу фразу: "Это у тебя надо спросить!".
Рассматриваем как-то раз фотографии в альбоме. Дочка показывает
на один из снимков:
- А что это я делаю?
- Не знаю...
- Это у меня надо спросить? - подсказывает ребенок.
Оправдание найдено
Дочка предприняла попытку забраться на подоконник, но была застигнута
бабушкой и снята с высоты. Скандал и слезы. Захожу в комнату с
целью разобраться в инциденте.
Зареванный ребенок спешит все объяснить, на ходу выдвигая версию:
- Папа, я... я... я просила у бабушки кукурузные палочки, а бабушка
думала, что я хочу залезть на подоконник!
И все это при свидетеле, при бабушке!
(Кукурузных палочек, надо заметить, у нас сроду на подоконниках
не водилось.)
Бабушка от такого вероломства растерялась и рассмеялась одновременно.
Самолюбование
Проснувшись, сын нежится в постели. И так повернется, и эдак.
Потом ложится поперек кровати, ноги поднимает к стене и с восхищением
произносит:
- Папочка, смотри, какие у меня ножищи!..
***
В политике "кнута и пряника", применяемой нами при
воспитании, равновесия не наблюдается: чаша весов сильно склоняется
в сторону пряников. Вместо кнута у нас работает аргумент отлучения
от пряников (иногда работает).
- Мы могли бы папочку попросить, чтобы он сегодня, а не завтра
за картошечкой фри заехал, но так как вы себя плохо вели, не будем
просить, - это мама говорит распоясавшейся преступной группировке.
- Да. Давайте, исправляйтесь быстрее, чтобы хоть завтра получить!
- поддерживаю я маму.
Сын:
- Да я расправляюсь, расправляюсь. Насть, ты расправляешься?
"Злая тётька"
Над нами живет "злая тетька". Она делает ремонт в квартире.
При этом все громкие работы, как нарочно, ведутся ровнехонько
в то время, когда у детей по расписанию - дневной сон. Я ходил
к ней с мирными намерениями, по-хорошему объясняя, почему она
не права. Не сработало. Я ходил к ней ругаться. Не помогло. Потому
и "злая". (До более действенных, чем мой грозный голос,
мер, я опускаться не желаю.)
Время спать. В дремавшей до этого момента квартире сверху, понятное
дело, начинается долбежка.
Воинственно и патриотически настроенные дети выступают, махая
кулаками в сторону потолка:
- Зачем ты, тетька, стучишь?! У меня уже голова болит. Если ты
будешь стучать, то я куплю большой пистолет, найду тебя не знаю
где, ну, где ты там, и буду в тебя стрелять!
- Тетька, я тебя возьму и в помойку выкину!!!
- Ты что, хочешь, чтобы у нас тоже сердце, как у папы, заболело?
(Это я к кардиологу проверяться ходил.) Ему нервничать нельзя,
а ты стучишь, стучишь...
***
Фраза дня (произнесена вечером 26 октября, принадлежит дочке):
"Пойдем к папе, чтобы папе что-то сказать, а то он не знает,
что мы хотим ему сказать, папа этот!"
|
До встречи через неделю!
|