На главную страницу сайта "Папашины заметки" 
из форумов: интересное из форумов: смешное рассказики бизнес-идеи

 

ПАПАШИНЫ ЗАМЕТКИ

 

08.03.2004

"Уроки музыки" (часть 4) -- Рассказ Татьяны Громовой о музыкальной школе -- Эпизоды из жизни наших деток

 

Здравствуйте!

 

Уроки музыки

Часть 4, заключительная :)

Выводы и советы, вытекающие из сказанного в первых трех частях или абсолютно с ним не связанные


Допустим, вы сами не учились музыке, но размышляете над тем, не отдать ли сына или дочку в музыкальную школу. Я намеренно не рассматриваю материальную сторону дела. Говорим только о плюсах и минусах музыкального образования, какими они видятся человеку, когда-то его получившему.

Если вы хотите, чтобы ребенок:
- понимал и ценил хорошую музыку,
- не стал адептом рейва, техно, трип-хопа или трэш-дэт металла (хотя все равно не исключено),
- обладал более широким кругозором, чем у среднестатистического россиянина, за счет знаний в музыкальной области,
- получил первые артистические навыки, научился держать себя на публике,
- тоньше чувствовал и умел слушать других людей, улавливал оттенки эмоций и отличал фальшь,
- немножко меньше сидел за компьютером
--> отдавайте!

Если вы не хотите, чтобы:
- одноклассники в обычной школе кривили рот в ухмылке и подкалывали на предмет нежных рук (это если у вас сын),
- ребенок страдал от навязчивых мелодий и фальшивого исполнения…
- … и в течение нескольких лет проклинал свою судьбу, педагогов и вас,
- соседи смотрели на вас кровавыми глазами из-за застенного музицирования, подрывающего их психику,
- что-то отвлекало сына или дочь от занятий кик-боксингом (фехтованием, картингом, спортивным ориентированием)
--> не отдавайте!

Есть, конечно, и другие соображения, но эти мне кажутся наиболее важными. Существует компромиссное решение: пусть ребенок отучится год-два-три, а потом оставит учебу. Будьте готовы к тому, что польза от этого будет небольшой, а став взрослым, ваш сын или ваша дочь обвинят вас в слабохарактерности ("надо было меня заставить!").

Если вы УЖЕ отдали ребенка на ф-но, то вот несколько маленьких рекомендаций (из того, что я помню и что проверено на личном опыте):
- Не навязывайте ребенку свои музыкальные пристрастия, свой вкус. Дети сами разберутся, что хорошо, а что плохо.
- Играть громко - не значит хорошо. Учите играть тихо.
- Оттопыренный мизинец - бич всех начинающих пианистов. От привычки задирать мизинец необходимо избавиться в первую очередь.
- Гибкость и быстродействие рук свидетельствует о гибкости и быстродействии ума. Развивайте эти качества!
- Техника исполнения безумно важна. Этюды Черни, короткие упражнения, гаммы - нудное, но абсолютно необходимое занятие.
- Хорошее упражнение - "глухая" игра на крышке пианино или рояля; и не думайте, что ребенок сачкует (имитировать игру сложнее, чем "играть").
- Другое хорошее упражнение, которым можно заниматься везде и всегда - сжимать в руке небольшой резиновый мячик (размером с мячик для большого тенниса или немного меньше).
- Гаммы, арпеджио и последовательные трезвучия не только прививают чувство гармонии, но и доводят до автоматизма владение тональностями.
- Непросто бывает приучить руки действовать независимо друг от друга. Распространенная ошибка - когда левая рука "забивает" правую, "загрязняет" мелодию, которую чаще ведет именно правая рука. С этим невероятно трудно бороться, но когда умение приходит, в исполнении появляется четкость, ясность, чистота.
- Называние нот при пении - великая вещь в деле понимания музыки. Побочное действие, с которым лично я столкнулся - невнимание к текстам песен. То есть, мелодия новой песни запоминается легко, а вот о чем песня, сказать не могу. Мне было бы тяжело участвовать в конкурсе "Угадай мелодию!", где, вопреки названию передачи, главное - процитировать слова из узнанной песни.
- Не отравляйте ребенку каникулы, заставляя его ежедневно заниматься. Пусть лучше подходит к клавиатуре фрагментарно и активно позанимается в последнюю неделю августа.
- Говорите с детьми о музыке; пусть они вам читают лекции, считая вас темными и непросвещенными людьми. Купите сборник анекдотов из жизни музыкантов и прочитайте вместе с ребенком.
- Пользуйтесь удобным моментом, пополняйте ваши знания о музыке - читайте, ходите с ребенком на концерты, смотрите музыкальные телепередачи.


 

 

Татьяна Громова написала о том, как она училась в музыкальной школе по классу фортепиано. Смена педагогов, попытки бросить школу, первые концерты... Читаем:


"У меня воспоминания о музыкальной школе связаны с моим стойким нежеланием идти целых 5 (!) минут пешком до этой самой музыкальной школы... когда стало ясно что я не музыкальный гений (учительница хора просто запретила мне посещать занятия под предлогом того, что я перекрикиваю остальных и они не слышат сами себя - а как известно, в пении самое главное - слышать себя..) моя безответная любовь к муз. школе закончилась.
Помню, что мне ужасно не везло с учителями - за несчастных 6 лет я сменила 7 учителей... очень ярким персонажем была первая учительница Алла Яковлевна, приверженка старых традиционных методов обучения (зубрить и играть гаммы! - а как известно в 5 лет играть гаммы как-то не очень хочется, в то время как умение играть "во саду ли в огороде" не одним, а тремя пальцами дает повод гордиться собой:)) Еще у Аллы Яковлевны была привычка прививать страх перед академконцертами (вот выйдешь на сцену, сыграешь так как только что и вылетишь из школы в два счета!!!), хлопать крышкой пианино (для улучшения ее имиджа все говорили, что одной девочке она таким образом сломала мизинец), ОЧЕНЬ громко кричать во время занятий и лебезить перед родителями, что меня как дитё семьи, где каждый выражал свою точку зрения без всяких "ты еще маленький", спустя 3 года обдумывания и надежды, что все наладится, сподвигло рассказать маме и папе, что я думаю по поводу музыкальной школы....

Так родилось первое "бросаю!" - второй класс (которому предшествовали 2 нулевки и первый класс: сдали меня слишком маленькой, сказали что по возрасту в первый класс не подхожу и нужно было формально "отсидеть" 2 нулевки, в то время как программа шла на год вперед).
Вообще этих "бросаю!" было очень много - при каждой смене учителя и неудачном академконцерте, при каждом прогуле (как же я теперь туда пойду, что вызывало новые прогулы) и еще просто весной, когда не хотелось учиться вообще:))
Мама сказала - ну если так... давай бросать... только давай, может, попробуем поменять учителя?

Мне было жалко бросать (третировать соседей по утрам в выходные гаммами и неизменным вальсом Чайковского мне нравилось:)) , а инструмент был взят напрокат и его бы сдали + сыграл еще престиж в школе - на уроках музыки можно было просто балдеть и в актовом зале во время каких-то репетиций чего-то тоже можно было похвастаться:))
Пошли мы к заучу музыкальной школы (очень доброй и чуткой женщине, прекрасному преподавателю) и стали жаловаться.
Не помню, как там все происходило, но определили меня к молодой и очень мягкой женщине Марьяне Брониславовне, которая через пол года ушла в декрет - вот так я и запомнила лучше всего фразу "Марьяна Брониславовна заболела, ее сегодня не будет" за полгода обучения:).

Потом была еще Директор школы - страшнейший период обучения, еще хуже первой учительницы - неприятный запах изо рта, постукивание костяшками по моему плечу (от чего плечи после занятий болели) и еще весна... такая яркая и теплая за окном, какие-то лужи-птицы-девчонки, прыгающие в резинку, и жгучее желание закинуть все это и присоединиться к ним. И еще первый академ концерт, который мне разрешили сдавать по нотам, а не наизусть, потому что я играла что-то длинное и гораздо сложнее программы 2-го класса (ученики директора всегда играли что-то такое:))

Потом, как спасение была Элеонора Марковна, тоненькая и всегда красивая, с прозрачными девичьими руками и тонкими серебряными браслетами (вызывающими бурю восхищения) и всегда высокими каблуками - совершенно обожаемая мной учительница, ни одного прогула (с директором они случались очень часто - 3-4 а то и 5 раз в месяц - ну очень не нравились мне ее уроки). И вот в середине третьего класса как раз в период моего полного душевного равновесия она вышла замуж, а потом еще через пару месяцев как вы думаете что? - правильно, декрет! завуч шутила с мамой, что боятся назначать мне молодых учителей, потому что как-то очень скоро они в декрет уходят:))

Но тем не менее следующей была Гульнара Разаевна - молоденькая маленькая девушка грузинка с боевым характером, заклепками на джинсовой куртке, модной стрижкой и яркой косметикой, тоже очень красивая, но прямая противоположность моей предыдущей учительнице... с Гульнарой Разаевной на академ концерте я сдавала "One way ticket" Boney M и Битлз - тогда это было очень ново (сейчас, я знаю многие дети и Спайс герлз на хоре поют:)). Но она вышла замуж за парня, который гулял под кабинетом с гитарой в чехле, пока мы занимались. В декрет она не ушла, но они уехали в Израиль....

Потом было еще несколько человек, но в конце мне повезло - последние классы я заканчивала с прекрасным преподавателем, замечательным человеком Инной Борисовной. Она научила меня играть заново и мои бедные руки от разнообразия стилей игравшие как попало очень быстро переняли ее стиль игры - мягко, но настойчиво и заново научились очень многому. Еще я очень хорошо помню, что разговаривала с ней о чем угодно и никогда не боялась уроков если домашнее задание не в порядке или еще что-то не так. Вообще запомнилось чувство комфорта и душевности - разговоры в пыльном классе западали в душу, и потом долго еще я думала о них.
2 года назад встретила ее, когда гуляла с сыном (сыну тогда было 2 месяца), и мы договорились, что если буду растить музыканта, то начнем с самого начала с Инной Борисовной - надеюсь, ему повезет больше чем мне.

Вот такие смешанные и разные воспоминания:)"

Знаете, у меня есть идея - в следующий раз рассказать вам о чужом опыте, связанном с занятиями музыкой, используя материалы форумов (давно мы к ним не обращались). Там в сконцентрированном виде будут представлены впечатления от музицирования в нежном возрасте, а также соображения "за" и "против" обучения игре на музыкальных инструментах. У вас тоже есть возможность высказаться, односложно или двух-трех-пяти-десяти-сложно, это уж вам решать. Пишите!

А пока вы заняты воспоминаниями о детстве, слово предоставляется нашим трехлетне-одиннадцатимесячным детям, каковыми они были в ноябре прошлого года. Именно тогда были отслежены и занесены в скрижали следующие эпизоды:

 

Не дали посмотреть

 

- Я хочу гулять, - сказала дочка.
- Мы сегодня никуда выходить не будем, - ставит детей в известность мама, - видите, какой там холод собачий...
Через минуту застаем сына за следующим занятием: он пододвинул к окну игрушечного льва (ростом где-то в полметра), забрался на него коленками, схватился за подоконник и начал подтягиваться на руках, но... был снят на полпути к вершине.
С рыданиями сын бросается на диван.
- А что случилось? По поводу чего рыдаем?
- Мама, я хотел холод посмотреть соба-а-ачий...


***

Дочка разглядывает этикетку на банке маринованных огурцов:
- Папа, а почему у огурчика ножки и пасть? А?


***

- Папа, - обращается ко мне дочка, провожая меня на работу, - ты сегодня заедь, пожалуйста, в Одессу и купи мне желтую лошадку с белой гривой, которую я там, помнишь, в магазине видела!
(Напомню, на всякий случай, что живем мы в Москве.)


***

Дочка поела первой и требует включить ей мультик про Мойдодыра. Мама просит дочку подождать, пока Гоша доест, чтобы смотреть мультфильм вместе.
Гоша (очень строго):
- Почему без меня Моего Додыра попросила?


***

Одеваем детей на прогулку. Мама дочку почти одела и взялась за сынишку. Обязанность надеть курточку и сапожки возложена на меня. Я встречаю дочку в коридоре и комментирую:
- Ребенок в количестве одной штуки поступил.
- Папочка, а зачем ты так говоришь? - спрашивает она.
- Это я так шучу.
- Ну и шуточки у тебя!..

 


 



До встречи через неделю!


 

подписка на рассылку архив рассылки обзоры детских сайтов

© 2004
Hosted by uCoz