ПАПАШИНЫ ЗАМЕТКИ
08.03.2004
"Уроки музыки" (часть
4) -- Рассказ Татьяны Громовой о музыкальной школе -- Эпизоды из жизни
наших деток
Здравствуйте!
Уроки музыки
Часть 4, заключительная
:)
Выводы и советы, вытекающие
из сказанного в первых трех частях или абсолютно с ним не связанные
Допустим, вы сами не учились музыке, но размышляете над тем,
не отдать ли сына или дочку в музыкальную школу. Я намеренно не
рассматриваю материальную сторону дела. Говорим только о плюсах
и минусах музыкального образования, какими они видятся человеку,
когда-то его получившему.
Если вы хотите, чтобы ребенок:
- понимал и ценил хорошую музыку,
- не стал адептом рейва, техно, трип-хопа или трэш-дэт металла
(хотя все равно не исключено),
- обладал более широким кругозором, чем у среднестатистического
россиянина, за счет знаний в музыкальной области,
- получил первые артистические навыки, научился держать себя на
публике,
- тоньше чувствовал и умел слушать других людей, улавливал оттенки
эмоций и отличал фальшь,
- немножко меньше сидел за компьютером
--> отдавайте!
Если вы не хотите, чтобы:
- одноклассники в обычной школе кривили рот в ухмылке и подкалывали
на предмет нежных рук (это если у вас сын),
- ребенок страдал от навязчивых мелодий и фальшивого исполнения…
- … и в течение нескольких лет проклинал свою судьбу, педагогов
и вас,
- соседи смотрели на вас кровавыми глазами из-за застенного музицирования,
подрывающего их психику,
- что-то отвлекало сына или дочь от занятий кик-боксингом (фехтованием,
картингом, спортивным ориентированием)
--> не отдавайте!
Есть, конечно, и другие соображения, но эти мне кажутся наиболее
важными. Существует компромиссное решение: пусть ребенок отучится
год-два-три, а потом оставит учебу. Будьте готовы к тому, что
польза от этого будет небольшой, а став взрослым, ваш сын или
ваша дочь обвинят вас в слабохарактерности ("надо было меня
заставить!").
Если вы УЖЕ отдали ребенка на
ф-но, то вот несколько маленьких рекомендаций (из того, что
я помню и что проверено на личном опыте):
- Не навязывайте ребенку свои музыкальные пристрастия, свой вкус.
Дети сами разберутся, что хорошо, а что плохо.
- Играть громко - не значит хорошо. Учите играть тихо.
- Оттопыренный мизинец - бич всех начинающих пианистов. От привычки
задирать мизинец необходимо избавиться в первую очередь.
- Гибкость и быстродействие рук свидетельствует о гибкости и быстродействии
ума. Развивайте эти качества!
- Техника исполнения безумно важна. Этюды Черни, короткие упражнения,
гаммы - нудное, но абсолютно необходимое занятие.
- Хорошее упражнение - "глухая" игра на крышке пианино
или рояля; и не думайте, что ребенок сачкует (имитировать игру
сложнее, чем "играть").
- Другое хорошее упражнение, которым можно заниматься везде и
всегда - сжимать в руке небольшой резиновый мячик (размером с
мячик для большого тенниса или немного меньше).
- Гаммы, арпеджио и последовательные трезвучия не только прививают
чувство гармонии, но и доводят до автоматизма владение тональностями.
- Непросто бывает приучить руки действовать независимо друг от
друга. Распространенная ошибка - когда левая рука "забивает"
правую, "загрязняет" мелодию, которую чаще ведет именно
правая рука. С этим невероятно трудно бороться, но когда умение
приходит, в исполнении появляется четкость, ясность, чистота.
- Называние нот при пении - великая вещь в деле понимания музыки.
Побочное действие, с которым лично я столкнулся - невнимание к
текстам песен. То есть, мелодия новой песни запоминается легко,
а вот о чем песня, сказать не могу. Мне было бы тяжело участвовать
в конкурсе "Угадай мелодию!", где, вопреки названию
передачи, главное - процитировать слова из узнанной песни.
- Не отравляйте ребенку каникулы, заставляя его ежедневно заниматься.
Пусть лучше подходит к клавиатуре фрагментарно и активно позанимается
в последнюю неделю августа.
- Говорите с детьми о музыке; пусть они вам читают лекции, считая
вас темными и непросвещенными людьми. Купите сборник анекдотов
из жизни музыкантов и прочитайте вместе с ребенком.
- Пользуйтесь удобным моментом, пополняйте ваши знания о музыке
- читайте, ходите с ребенком на концерты, смотрите музыкальные
телепередачи.
|
Татьяна Громова написала о том, как она училась в музыкальной школе
по классу фортепиано. Смена педагогов, попытки бросить школу, первые концерты...
Читаем:
"У меня воспоминания о музыкальной школе связаны с моим стойким
нежеланием идти целых 5 (!) минут пешком до этой самой музыкальной
школы... когда стало ясно что я не музыкальный гений (учительница
хора просто запретила мне посещать занятия под предлогом того,
что я перекрикиваю остальных и они не слышат сами себя - а как
известно, в пении самое главное - слышать себя..) моя безответная
любовь к муз. школе закончилась.
Помню, что мне ужасно не везло с учителями - за несчастных 6 лет
я сменила 7 учителей... очень ярким персонажем была первая учительница
Алла Яковлевна, приверженка старых традиционных методов обучения
(зубрить и играть гаммы! - а как известно в 5 лет играть гаммы
как-то не очень хочется, в то время как умение играть "во
саду ли в огороде" не одним, а тремя пальцами дает повод
гордиться собой:)) Еще у Аллы Яковлевны была привычка прививать
страх перед академконцертами (вот выйдешь на сцену, сыграешь так
как только что и вылетишь из школы в два счета!!!), хлопать крышкой
пианино (для улучшения ее имиджа все говорили, что одной девочке
она таким образом сломала мизинец), ОЧЕНЬ громко кричать во время
занятий и лебезить перед родителями, что меня как дитё семьи,
где каждый выражал свою точку зрения без всяких "ты еще маленький",
спустя 3 года обдумывания и надежды, что все наладится, сподвигло
рассказать маме и папе, что я думаю по поводу музыкальной школы....
Так родилось первое "бросаю!" - второй класс (которому
предшествовали 2 нулевки и первый класс: сдали меня слишком маленькой,
сказали что по возрасту в первый класс не подхожу и нужно было
формально "отсидеть" 2 нулевки, в то время как программа
шла на год вперед).
Вообще этих "бросаю!" было очень много - при каждой
смене учителя и неудачном академконцерте, при каждом прогуле (как
же я теперь туда пойду, что вызывало новые прогулы) и еще просто
весной, когда не хотелось учиться вообще:))
Мама сказала - ну если так... давай бросать... только давай, может,
попробуем поменять учителя?
Мне было жалко бросать (третировать соседей по утрам в выходные
гаммами и неизменным вальсом Чайковского мне нравилось:)) , а
инструмент был взят напрокат и его бы сдали + сыграл еще престиж
в школе - на уроках музыки можно было просто балдеть и в актовом
зале во время каких-то репетиций чего-то тоже можно было похвастаться:))
Пошли мы к заучу музыкальной школы (очень доброй и чуткой женщине,
прекрасному преподавателю) и стали жаловаться.
Не помню, как там все происходило, но определили меня к молодой
и очень мягкой женщине Марьяне Брониславовне, которая через пол
года ушла в декрет - вот так я и запомнила лучше всего фразу "Марьяна
Брониславовна заболела, ее сегодня не будет" за полгода обучения:).
Потом была еще Директор школы - страшнейший период обучения,
еще хуже первой учительницы - неприятный запах изо рта, постукивание
костяшками по моему плечу (от чего плечи после занятий болели)
и еще весна... такая яркая и теплая за окном, какие-то лужи-птицы-девчонки,
прыгающие в резинку, и жгучее желание закинуть все это и присоединиться
к ним. И еще первый академ концерт, который мне разрешили сдавать
по нотам, а не наизусть, потому что я играла что-то длинное и
гораздо сложнее программы 2-го класса (ученики директора всегда
играли что-то такое:))
Потом, как спасение была Элеонора Марковна, тоненькая и всегда
красивая, с прозрачными девичьими руками и тонкими серебряными
браслетами (вызывающими бурю восхищения) и всегда высокими каблуками
- совершенно обожаемая мной учительница, ни одного прогула (с
директором они случались очень часто - 3-4 а то и 5 раз в месяц
- ну очень не нравились мне ее уроки). И вот в середине третьего
класса как раз в период моего полного душевного равновесия она
вышла замуж, а потом еще через пару месяцев как вы думаете что?
- правильно, декрет! завуч шутила с мамой, что боятся назначать
мне молодых учителей, потому что как-то очень скоро они в декрет
уходят:))
Но тем не менее следующей была Гульнара Разаевна - молоденькая
маленькая девушка грузинка с боевым характером, заклепками на
джинсовой куртке, модной стрижкой и яркой косметикой, тоже очень
красивая, но прямая противоположность моей предыдущей учительнице...
с Гульнарой Разаевной на академ концерте я сдавала "One way
ticket" Boney M и Битлз - тогда это было очень ново (сейчас,
я знаю многие дети и Спайс герлз на хоре поют:)). Но она вышла
замуж за парня, который гулял под кабинетом с гитарой в чехле,
пока мы занимались. В декрет она не ушла, но они уехали в Израиль....
Потом было еще несколько человек, но в конце мне повезло - последние
классы я заканчивала с прекрасным преподавателем, замечательным
человеком Инной Борисовной. Она научила меня играть заново и мои
бедные руки от разнообразия стилей игравшие как попало очень быстро
переняли ее стиль игры - мягко, но настойчиво и заново научились
очень многому. Еще я очень хорошо помню, что разговаривала с ней
о чем угодно и никогда не боялась уроков если домашнее задание
не в порядке или еще что-то не так. Вообще запомнилось чувство
комфорта и душевности - разговоры в пыльном классе западали в
душу, и потом долго еще я думала о них.
2 года назад встретила ее, когда гуляла с сыном (сыну тогда было
2 месяца), и мы договорились, что если буду растить музыканта,
то начнем с самого начала с Инной Борисовной - надеюсь, ему
повезет больше чем мне.
Вот такие смешанные и разные воспоминания:)"
|
Знаете, у меня есть идея - в следующий раз рассказать вам о чужом опыте,
связанном с занятиями музыкой, используя материалы форумов (давно мы к
ним не обращались). Там в сконцентрированном виде будут представлены впечатления
от музицирования в нежном возрасте, а также соображения "за"
и "против" обучения игре на музыкальных инструментах. У вас
тоже есть возможность высказаться, односложно или двух-трех-пяти-десяти-сложно,
это уж вам решать. Пишите!
А пока вы заняты воспоминаниями о детстве, слово предоставляется нашим
трехлетне-одиннадцатимесячным детям, каковыми они были в ноябре прошлого
года. Именно тогда были отслежены и занесены в скрижали следующие эпизоды:
Не дали посмотреть
- Я хочу гулять, - сказала дочка.
- Мы сегодня никуда выходить не будем, - ставит детей в известность
мама, - видите, какой там холод собачий...
Через минуту застаем сына за следующим занятием: он пододвинул
к окну игрушечного льва (ростом где-то в полметра), забрался на
него коленками, схватился за подоконник и начал подтягиваться
на руках, но... был снят на полпути к вершине.
С рыданиями сын бросается на диван.
- А что случилось? По поводу чего рыдаем?
- Мама, я хотел холод посмотреть соба-а-ачий...
***
Дочка разглядывает этикетку на банке маринованных огурцов:
- Папа, а почему у огурчика ножки и пасть? А?
***
- Папа, - обращается ко мне дочка, провожая меня на работу, -
ты сегодня заедь, пожалуйста, в Одессу и купи мне желтую лошадку
с белой гривой, которую я там, помнишь, в магазине видела!
(Напомню, на всякий случай, что живем мы в Москве.)
***
Дочка поела первой и требует включить ей мультик про Мойдодыра.
Мама просит дочку подождать, пока Гоша доест, чтобы смотреть мультфильм
вместе.
Гоша (очень строго):
- Почему без меня Моего Додыра попросила?
***
Одеваем детей на прогулку. Мама дочку почти одела и взялась за
сынишку. Обязанность надеть курточку и сапожки возложена на меня.
Я встречаю дочку в коридоре и комментирую:
- Ребенок в количестве одной штуки поступил.
- Папочка, а зачем ты так говоришь? - спрашивает она.
- Это я так шучу.
- Ну и шуточки у тебя!..
|
До встречи через неделю!
|