На главную страницу сайта "Папашины заметки" 
из форумов: интересное из форумов: смешное рассказики бизнес-идеи

 

 

КАЖДЫЙ ПО-СВОЕМУ НЕСЧАСТЕН
(отзыв о романе Орхана Памука "Дом тишины")

 

Памук
Орхан Памук

 

Я не на шутку увлекся чтением романов писателей Востока, Ближнего и Среднего. В списке прочитанного – романы Хоссейни, Сераджи, Орхана Памука. Пока что мне нравится все, за что берусь. Пусть и дальше меня не ждет разочарование!

Орхан Памук – самый именитый автор из трех перечисленных. Лауреат многих литературных премий, в том числе – Нобелевской. «Дом тишины», в частности, получил престижную премию «Madarali Novel Prize» (Турция) и премию «Европейское открытие» (Франция). И мне – не критику, не литературоведу, а обычному читателю – сразу, с первых десятков страниц показалось, что заслуженно!

Роман «Дом тишины» вышел в свет в начале 1980-х, во времена трудных политических перемен в Турции, а события, в нем описанные (несколько дней, когда трое внуков приехали в дом своей бабушки), относятся к концу 70-х – эпохе мне интересной, независимо от того, в какой стране они происходят.

Главных героев – каждая новая глава рассказывается от имени одного из них – пятеро. Но на самом деле, больше. Как минимум, к ним надо добавить юную Нильгюн (от ее лица рассказ не ведется) и Селяхаттина, давно умершего мужа 90-летней Фатьмы.

дом

«Пять героев, которых выбрал Памук, пять неприкаянных, одиноких, недовольных своей жизнью людей. Памук открывает читателю сокровенные мысли каждого, показывает раскол страны через раскол в семье, нестабильность экономики в нестабильности каждого из героев. Разоренная Турция как опустошенная шкатулка Фатьмы. Разрыв с историческими корнями как запутанные записи в тетради Фарука.
Неудовлетворённость, взрывоопасность общества, как озлобленность и максимализм Метина и Хасана. Невозможность простить, невозможность смириться как личный ад воспоминаний старой женщины».

(из читательского отзыва)

Итак, Фатьма. Госпожа. Хозяйка дома в Гебзе, пригороде Стамбула. 90-летняя старуха, прожившая бестолковую жизнь. Когда-то, выйдя замуж за врача Селяхаттина и получив от богатых родителей большое приданое, она уехала вместе с ним из Стамбула из-за того, что ему грозила тюрьма за политическую деятельность. Молодожены могли уехать в Европу или в какой-нибудь из крупных городов Османской империи, но бросили якорь в Гебзе, небольшой деревушке в пятидесяти километрах от тогдашней турецкой столицы.

Одержимый идеями просвещения, Селяхаттин всю свою жизнь посвятил титаническому труду – созданию энциклопедии («то, что я здесь делаю, гораздо важнее и глубже, это невероятно важная миссия, влияние этого труда продолжится многие столетия спустя»). Трагедия в том, что жена не понимала и не принимала его идей, не было у него единомышленников и среди окружающих. Семейная жизнь с «глупой женщиной» не складывалась, рождение сына Доана ничего не изменило. Но Селяхаттин оставался счастливым человеком: он вдохновенно работал, делал открытия (одно из них, самое важное – осознание НЕБЫТИЯ – пришло незадолго до кончины), скрашивал досуг алкоголем и подарил свою любовь служанке, о чем Фатьма прекрасно знала. Служанка родила двух сыновей, но судьба их была горькой.

Почти беспомощной раздражительной старухе не дает покоя груз воспоминаний, его не прогонишь. Память сохранила и теперь бесконечно воспроизводит богохульные речи Селяхаттина (даже те, которые ей были непонятны), эпизоды совместной жизни с мужем, обиды на него, а также детали расправы, которую учинила она над его «второй семьей». Её не мучит совесть. Она уверена, что все в жизни делала правильно, и что богу было угодно, чтобы она нанесла увечья маленьким мальчикам, а позже, после смерти мужа, уничтожила все его труды. Но ее не покидает ощущение никчемности своей жизни; тени прошлого переплетаются в ее сознании с ощущением, что настоящее устроено неправильно, что она окружена бездушными родственниками и что все хорошее с ней случилось, когда она была маленькой девочкой.

Карлик Реджеп, слуга в доме Фатьмы, и был один из незаконнорожденных сыновей Селяхаттина. Все знает, все понимает, но верен долгу, всем всё прощает, заботлив, добр. Светлый незаметный человек.

Хасан, племянник Реджепа (сын его хромого брата, получившего свое увечье от Фатьмы, как и Реджеп). Средоточие зла и беспросветной глупости. О нем речь чуть ниже.

Внуки Селяхаттина и Фатьмы:
- Фарук – историк, нащупывающий нетвердой ногой, почти наугад, свой путь в науке, полон сомнений, пьет, как и дед, как и отец.
- Метин – мечущийся, но не совсем потерянный парень, испытывающий дискомфорт оттого, что не так богат, как его друзья. Безответно любит девушку по имени Джейлян, но никак не может свою любовь выразить, все у него получается не так. Все его поступки выглядят в лучшем случае по-дурацки. Бывают случаи, когда что бы ты ни сделал, никакого впечатления ты на предмет своей любви не произведешь. В том, как он долбится лбом в закрытую дверь, в том, как он неуклюж, смешон и жалок, я, как это ни прискорбно, узнаю себя в определенный период своей жизни. Дурак! - хочется сказать ему по-отечески. - Забудь её и начни жизнь с чистого листа.
- Нильгюн – прелесть, украшение романа. Идейная (хотя мы ни разу не слышим от нее самой о ее коммунистических убеждениях), правильная, заботливая. Ей, едва ли не единственной однозначно положительной героине романа, уготована самая трагическая судьба...

Гебзе
Гебзе в наши дни

Жаль, что зло не наказывается. Жаль, что достается всегда больше всех самым светлым людям, а негодяи волшебным образом уходят от возмездия.

Как так получается, что в прах превращаются плоды многолетнего труда, носитель прогрессивных, передовых идей спивается и умирает, а его спутница, голова которой – чердак, заполненный ветошью, спокойно живет на свете еще десятки лет? Почему невыносимо глупый юноша, не ведающий, что творит, но творящий зло в чистом виде, выворачивается из затруднительных ситуаций, сам того даже не осознавая? За что бедным родителям такая кара – иметь никчемного сына, склонного к самым гадким поступкам, какие только можно представить? Кто поместил в его голову неоформленные мысли о том, что его ждет большое будущее, что о нем «все узнают», «он всем покажет», «они еще пожалеют»? Примитивный националист, послушный исполнитель мерзких чужих идей. Даже любовь его – чувство, облагораживающее человека – примитивна и тупа. В тот момент, когда она должна была перевесить все остальное, она становится не важной и невероятно легко уступает место звериной жестокости...

«И при всем при этом его книги - это не просто описание восточной традиции и культуры. Это бесконечные, тонкие, умные размышления. О чем? О многом. О жизни и смерти, о вере (в бога, в людей, в будущее, в коммунизм), об одиночестве и разобщенности людей, о непонимании, о проблеме отцов и детей, об истории Турции и ее месте в мировой истории, о любви...

Каждый из героев, от лица которого ведется рассказ, смотрит на жизнь по-своему. У каждого своя правда. И каждый по-своему несчастен.

Все они - родственники, близкие люди, не понимают, не чувствуют друг друга. Все они одиноки и слабы перед лицом истории, вечности, смерти. Один на один сражаются со своими страхами, пытаются найти себя и не могут. Они не умеют жить в гармонии».

«Жутковатый роман. Памук заводит нас в лабиринт неразрешимых проблем: восток-запад, религия и атеизм, жизнь и смерть. Дом тишины – это не просто дом, это средоточие памяти (Фатима её носитель, её оскорбитель и преступник), греха, жути человеческого существования. Как мастерски автор описывает Фатиму – эту зловещую старуху, с палкой в руках, у которой руки, как пауки, которая полностью принадлежит ночи».

(из читательских отзывов)

 

2016

 

 

 

 

 

 



Hosted by uCoz